Как нужно одеваться для виртуальных совещаний | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как нужно одеваться для
виртуальных совещаний

Что означает «выглядеть соответственно» в онлайн-среде

Авторы: Ноа Зандан , Халли Линч

Как нужно одеваться для виртуальных совещаний
Иллюстрация: visuals/Unsplash

читайте также

Стратегические преимущества рандомизированного принятия решений

Адам Джоб,  Мартин Ривз,  Михня Молдовяну

Помогите сотрудникам поймать правильный поток

Терри Гриффитт

Чем хуже, тем лучше

Айше Берсел

Кризис как норма жизни

Грашоу Александр,  Хейфец Рональд

Теперь, когда многим пришлось освоиться с видеосовещаниями, можно не сомневаться, что этот инструмент с нами надолго. По данным недавно проведенного нами опроса, 86% респондентов коммуникации в видеоформате вполне устраивают, а 70% опрошенных сообщили, что даже после отмены требований о социальном дистанцировании предполагают использовать видеоконференции не в меньшем, а возможно, и в большем объеме, чем раньше. Многие тем не менее не уверены, что хорошо представляют себе, как произвести нужное впечатление в Zoom и Skype, отвечая на вопросы на собеседовании, выступая с презентацией перед собственной командой или с речью перед более широкой аудиторией.

Правильно настроить освещение, не забывать вовремя отключать микрофон и решить прочие технические вопросы несложно. Нам было важно понять другое. Как произвести впечатление? Есть ли более предпочтительный вариант фона? Как лучше одеться? Есть ли цвета, которые в кадре веб-камеры смотрятся более выигрышно? Имеет ли это все значение в принципе? Мы обратились к источникам и нашли только мнения, но не факты. Данных, чтобы дать точный ответ на эти вопросы, практически нет, поэтому мы решили разобраться с этим самостоятельно.

Аудитории не все равно (больше, чем вам кажется)

В марте и апреле 2020 года мы опросили 465 человек, мужчин и женщин, об их опыте использования видеоконференций, связанных с ними предпочтениях и ожиданиях. Кроме того, каждому участнику было предложено на примере трех разных пользователей оценить в первом случае три варианта фона, во втором — три цветовых решения в одежде и три стиля гардероба. Нужно было выбрать, какой фон, цвет или стиль в одежде в наибольшей степени работали на докладчика, помогая ему выглядеть в глазах окружающих аутентично (быть самим собой, действовать в соответствии со своими убеждениями), внушать доверие (демонстрировать честность, искренность, надежность), транслировать наличие собственной новаторской позиции (оригинальность, творческое мышление, готовность сделать шаг в сторону от общепринятого) и экспертность (убедительность, компетентность в обсуждаемом вопросе).

Что касается обстановки за спиной у выступающего, 60% респондентов сообщили, что у них есть четкие предпочтения на этот счет. (Спойлер: им не нравятся декоративные виртуальные фоны, использование которых уже породило многочисленные списки-рейтинги лучших решений и даже послужило поводом для учреждения специальной премии.) Лишь у 39% респондентов, по их признанию, есть ясная позиция в отношении цвета в одежде, зато почти половине небезразличен выбранный докладчиком стиль.

В разрезе данных по половозрастным группам мужская и более молодая аудитория респондентов в целом высказывает более определенные предпочтения. В среднем 54% мужчин (против 43% женщин) точно обозначали свою позицию в отношении фона, выбора цвета и стиля гардероба; в возрастной группе от 18 до 29 лет четкую точку зрения озвучивали 57% участников — против 49% по выборке в целом. Как и в реальном мире, внешнее впечатление имеет значение, и чтобы произвести желаемый эффект, имеет смысл потратить время на выбор правильного визуального окружения и продумать стиль в одежде.

Одевайтесь сообразно обстоятельствам — точно так же, как и в офисе

Если вам предстоит вести обсуждение и нужно заинтересовать или к чему-то склонить аудиторию, вам важно держаться непринужденно и заслужить доверие. Чтобы подчеркнуть аутентичность и надежность, по мнению большинства респондентов, лучше всего выбрать повседневно-деловой стиль (business casual) и нейтральные цвета в одежде.

Варианты с рисунком, нейтральные и яркие цвета получили примерно равное количество предпочтений при оценке впечатления об оригинальности позиции выступающего. В сравнении с мужчинами, женщины на 16% чаще связывали эту характеристику с яркостью. В этом же аспекте мужчины на 27% чаще, чем женщины, отдавали предпочтение вариантам с рисунком.

Что касается стиля, чаще всего применительно к трем из четырех рассматриваемых характеристик респонденты выбирали повседневно-деловой стиль. Но если вам предстоит выступить на совещании руководства или пообщаться с новым клиентом, вероятно, вы будете стремиться в первую очередь создать впечатление экспертности. И в этом случае выбирайте формально-деловой стиль и нейтральные цвета, например, костюм (и галстук для мужчин). Поскольку многие специалисты, считающиеся «экспертами» — юристы, банковские служащие, консультанты, — обычно ходят в костюмах, неудивительно, что большинство респондентов ассоциируют с экспертностью именно формально-деловой стиль. И если вы работаете в сфере, где он принят как норма, будет правильно придерживаться того же уровня профессионализма и на виртуальном совещании. Главный вывод: не стоит думать, что если рабочая обстановка изменилась, то и одежда тоже должна измениться.

Весьма ожидаемо, сказываются и поколенческие различия в отношении к внешнему виду, правда, в меньшей степени, чем можно было бы предполагать. В среднем 46% респондентов в возрасте от 60 лет и старше отдавали предпочтение формально-деловому стилю (против 39% по группе в целом). При этом более молодые участники исследования не показали сильного тяготения к повседневному стилю (casual), несмотря на сохраняющиеся тенденции к неформальному гардеробу в сегодняшней профессиональной среде. За casualсреди респондентов в возрасте 18—29 лет высказались только 20% (против общей средней в 18%), а 41% молодежи выбирали повседневно-деловой вариант (по группе в целом — 43%). Если вы выступаете перед молодой аудиторией или ведете занятие в университетской группе как преподаватель и, возможно, полагаете, что вашим слушателям нет дела до вашего внешнего вида, стоит все-таки еще раз задуматься.

Тщательно продумайте фон

Что касается фона, для трех из четырех оцениваемых характеристик респонденты чаще всего высказывались в пользу реального окружающего пространства. Это удивительно, если учесть вероятность попадания в кадр стопки белья или появления прогуливающегося по комнате ребенка. Но если вам важно выглядеть аутентично, заслужить доверие аудитории и подчеркнуть экспертность, пустота за спиной или виртуальный декоративный фон не добавят вам авторитета и искренности. Лучше сделать выбор в пользу вашего реального окружения — но с ограниченным обзором, и важно учитывать, что находится на стене за вашей спиной. 44% опрошенных сочли более предпочтительным вид книжных полок или книжного шкафа, 34% высказались за украшения в рамках, например, произведения искусства, дипломы или фотографии. Большинству мужчин наиболее предпочтительны были книги (50% против 38% женщин), женщины в 40% случаев делали выбор в пользу декора в рамках (против 28% мужчин). Только 22% участников опроса по выборке в целом (с примерно равными показателями по ответам среди мужчин и женщин) выбирали кадры с более широким обзором помещения, в том числе с видом мебели и/или личных принадлежностей.

Опять же, более сложная картина получилась с восприятием оригинальности позиции (новаторства) докладчика. С небольшим перевесом респонденты отдавали предпочтение варианту с однотонной стеной. Несмотря на то что транслирование виртуального декоративного фона — определенно новый способ использования технологий, только 17% респондентов считают, что это играет на пользу впечатлению об оригинальности мышления самого участника, который выбирает подобный вариант для своего выступления. (По выборке в целом за виртуальные фоны голосовали в среднем лишь в 7,5% случаев — получается, лучше приберечь их до следующей онлайн-встречи с друзьями, но не для рабочего совещания.)

Хорошая новость заключается в том, что благоприятное впечатление о вашем выступлении на онлайн-совещании зависит от вас самих намного больше, чем можно было бы подумать, и здесь есть к чему стремиться. Чтобы правильно преподнести себя на онлайн-мероприятии, усилий потребуется не меньше (или даже больше). Как и в реальной обстановке, можно правильно продумать свой внешний образ и произвести отличное первое впечатление.

Не стоит забывать, что в виртуальной среде ваш успешный визуальный образ — это не только одежда, но еще и обстановка, в которой вы предстанете перед собравшимися.

Об авторах

Ноа Зандан (Noah Zandan) — гендиректор и сооснователь Quantified Communications. Компания помогает людям оценивать и совершенствовать навыки общения, сочетая аналитику данных и поведения. Quantified Communications работает по всему миру с лидерами корпораций, государственными организациями, высшими учебными заведениями, отделами продаж компаний, некоммерческими организациями и спикерами TED.

Халли Линч (Hallie Lynch) — директор по работе с клиентами (Engagement Director) в Quantified Communications. Работает с действующими и будущими руководителями и лидерами, занимается развитием первоклассных навыков коммуникаций на основе методов поведенческой науки. Специализировалась в области управления взаимоотношениями в сфере стартапов и финансов, получила степень MBA в Школе бизнеса Маккомбс Техасского университета, степень бакалавра в Принстонском университете.