Как разговаривать с теми, кто думает иначе | Harvard Business Review Russia
Коммуникации

Как разговаривать с теми, кто думает иначе

Франческа Джино
Как разговаривать с теми, кто думает иначе
Flashpop/Getty Images

Для правильного функционирования организации, как и для правильного функционирования общества, нужно, чтобы и рядовые сотрудники, и руководители вели конструктивные переговоры даже при наличии разных взглядов и мнений. Вернее, особенно при наличии таких разногласий.

Легко сказать! И в особенности сейчас, когда в социальных сетях и реальной жизни мы регулярно сталкиваемся с людьми, чьи основополагающие убеждения и ценности противоречат нашим. Споры о том, помогают ли маски сдерживать распространение коронавируса, надо ли разрешить людям работать из дома во время пандемии и кто достоин победы на президентских выборах в США, слишком часто превращаются в бурные ссоры.

Многие из нас избегают обсуждений, которые могут оказаться трудными или неприятными. Но возможен и более эффективный подход — выбор некатегоричной, неотвергающей манеры ведения диалога. Она предполагает использование формулировок, которые позволяют каждой из несогласных сторон проявить готовность серьезно отнестись к точке зрения другой стороны и сигнализируют об интересе говорящего к чужому мнению. В ходе нашего исследования мы с коллегами пришли к выводу, что ее можно освоить и развивать.

Коренные причины. Многие из нас непроизвольно стараются избегать потенциально напряженных обсуждений, мы откликаемся на разговоры с теми, кто подтвердит наши убеждения, а не оспорит их. Так происходит, потому что мы неточно прогнозируем свое внутреннее состояние во время подобных бесед. Например, сторонники политических партий переоценивают неприятные эмоции, которые могут возникнуть в разговоре с теми, кто придерживается противоположных взглядов, показало недавнее исследование Чарльза Дорисона, Джулии Минсон и Тодда Роджерса из Школы управления им. Кеннеди (Гарвард).

Кроме того, если мы все-таки вовлекаемся в разговор с противниками своих убеждений, многие из нас пытаются убедить собеседников отказаться от своей точки зрения в пользу нашей. Предполагая, что мы правы, а они — нет, мы боремся за свое видение и пытаемся «выиграть» в споре. Проблема в том, что противоположная сторона, вероятно, мыслит точно так же. Этот подход дает обратный эффект, и в итоге приходится разбираться с еще более напряженными конфликтами.

Есть подход лучше. Как показало наше исследование, когда мы проявляем внимательное отношение к собеседнику, то есть демонстрируем готовность выслушать противоположную позицию и уважительно к ней отнестись, наши противники находят наши аргументы более убедительными. Кроме того, собеседник перенимает ту же манеру общения. И тот, с кем у нас есть разногласия, тоже более внимательно относится к нашему мнению. Собеседники, готовые считаться с другими точками зрения, обычно внушают больше симпатии, и с ними чаще готовы иметь дело.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Карьерный выбор
Борис Щербаков
Обнаглел!
Ракшенко Лилия
Почему не нужно становиться жестким переговорщиком
Тахир Базаров,  Максим Карпов,  Елизавета Никифорова