Что делать с теми, кто постоянно жалуется

Что делать с теми, кто постоянно жалуется
|9 апреля 2021| Манфред Кетс де Врис

Лайза больше не могла это выносить. Каждый раз при встрече ее коллега Питер, один из высокопоставленных руководителей большой розничной сети, в которой они вместе работали, выплескивал на нее целый поток жалоб на свою работу, правительство и личную жизнь. Наслушавшись его сетований, она начинала испытывать будто бы приступы клаустрофобии. Сколько Лайза ни пыталась обрисовать Питеру ситуацию в более позитивном свете, ничего не помогало, он снова переводил все в негатив. Постоянные жалобы и стенания Питера отравляли жизнь всем — да и ему самому тоже.

В чем опасность

Как показывают исследования, вечные жалобы влияют на состояние человека на физиологическом уровне. Бесконечное прокручивание тягостных, неприятных, бессмысленных и ненужных переживаний приводит к «перепрошивке» нейромедиаторов мозга и закреплению негативных паттернов мышления — и чем дальше, тем больше безрадостные мысли начинают бесконечно крутиться в голове, вытесняя чувства благодарности, признательности и положительные эмоции. Непрерывный негативный поток сознания может повредить работе гиппокампа, отдела мозга, отвечающего за поиск решений и мыслительные процессы. Со временем у тех, кто постоянно жалуется, вырабатывается зависимость от негатива и привязанность к драме, порождаемой постоянным недовольством.

А еще у них появляется тенденция к черно-белому мышлению. Компромиссы не для них. Неудивительно, что вечно недовольные вроде Питера всюду скорее видят проблемы, а не выходы, и потому с ними очень трудно работать. Негативный настрой мешает им принимать решения и справляться с задачами. И чем больше жалоб, тем больше новых поводов для них.

Вечно недовольные отрицательно влияют на окружающих. Когда человек думает и реагирует в негативном и пессимистическом ключе, он, сам того не осознавая, переносит эти эмоции на остальных. Психологи называют этот процесс проективным отождествлением. Окружающие будто бы играют роль мусорной корзины, куда направляется весь негатив, и это очень давит на них и отнимает много сил.

Интересно, что такой перенос относится к эволюционным механизмам. Нейробиологи обнаружили в мозге человека так называемые зеркальные нейроны, играющие важную роль для выживания вида. Человек — социальное животное, и наш мозг подсознательно воспроизводит мышление окружающих, что может быть значимым преимуществом при возникновении опасности. Кроме того, зеркальные нейроны — это еще и способ формирования общности между людьми. Но есть у этого механизма и обратная сторона: чье-то постоянное недовольство для нас так же заразительно, и, сами того не замечая, мы тоже превращаемся в вечно жалующихся.

Зачем нужны жалобы?

Полная версия статьи доступна подписчикам

https://hbr-russia.ru/karera/kommunikatsii/865379

2021-04-09T17:49:28.237+03:00

Fri, 09 Apr 2021 14:49:28 GMT

Что делать с теми, кто постоянно жалуется

Чем можно помочь вечно недовольному коллеге (и всем остальным)

Карьера / Коммуникации

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2021/2r/125j6o/original-1dg4.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Уважаемые подписчики! С 1 июля 2021 года издателем Harvard Business Review Россия является ООО «Бизнес Инсайт Медиа». По вопросам продления и переоформления текущей подписки, а также для подключения новой подписки, обращайтесь по e-mail: podpiska@hbrr.ru
Закрыть

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия