Различия между китайскими и русскими бизнесменами | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Различия между китайскими и
русскими бизнесменами

Автор: Батйаргал Бат

Различия между китайскими и русскими бизнесменами

читайте также

Harvard Business Review – Россия на конференции Limited Partners Unlimited

Вредные советчики: почему люди не хотят делиться мнением, если оно не единственное

Дженнифер Логг,  Лесли Джон,  Франческа Джино,  Хейли Бланден,  Элисон Вуд Брукс

В поисках идей: ноябрьский выпуск

Пять правил для семейных компаний

Джош Бэрон,  Роб Лашенауэр

Все предприниматели в общем-то вылеплены из одного теста, но в каж­дой стране они особым образом взаимодействуют между собой — так формируется уникальная бизнес-среда. Проведя свое исследование, я понял, что различается сама природа социальных сетей российских и китайских представителей бизнеса, — тем, кто намеревается работать на этих рынках, полезно будет знать, чем именно.

Во многом эти особенности объясняются характером структурных изменений и разной ментальностью китайцев и россиян. Обе страны переживают период небывалых преобразований. В Китае стремительно развиваются процессы институционализации (создаются новые институты и процедуры), в России же недавно происходила столь же стремительная деинституционализация (демонтаж прежних институтов, отмена десятилетиями существовавших процедур). Что касается особенностей менталитета, то китайцы склонны мыслить конкретно, а не абстрактно, они ценят гармо­нию и согласие, их привлекают уравновешенные решения. Русские же, наоборот, мыслят абстрактно, в своих взглядах и суждениях часто бросаются из крайности в крайность. Отчасти поэтому в Китае и России придают разное значение личным связям — величина и плотность социальных сетей в этих странах разные, что отражается на степени доверия бизнесменов друг другу.

Величина. Обычно социальные сети китайцев не бывают широкими. Круг их общения ограничивается членами семьи, друзьями и коллегами. Благодаря институциональной стабильности в стране, а значит, и стабильности организаций китай­ские предприниматели подолгу поддерживают рабочие отношения с одними и теми же людьми. Кроме этого, жесткая система регистрации по месту жительства и государ­ствен­ная система распределения рабочей силы сдерживают миграцию населения, что тоже не ­способствует развитию профессиональных связей, а правила гуаньси (неформальных взаимоотношений) препятствуют появлению новичков в сложившихся сообществах. В России же, напротив, институциональный хаос заставляет предпринимателей заводить все больше новых знакомств и укреплять старые связи, чтобы как-то компенсировать слабость институтов в стране. Российские предприниматели гораздо мобильнее китайских, поэтому они активно выстраивают и расширяют свои социальные сети. Наконец, в России не столь высоки социальные барьеры, то есть нет жесткого разделения на «своих» и «чужих», как в Китае. Поэтому знакомства здесь заводят в очень широком круге.

Плотность. Поскольку само устройство китайского общества способствует тесным отношениям между людьми, у китайских предпринимателей социальные сети более «частые», чем у российских. Иначе говоря, в них меньше «структурных дыр», то есть тут редко бывает, чтобы два человека знали третьего, но не были знакомы друг с другом. Социальные сети россиян — редкие, в них много «дырок».

Личное доверие. Особым институциональным развитием и стабильностью в Китае объясняется сравнительно высокий уровень доверия. Согласно опросу Всемирного банка, более 50% китайских бизнесменов — российских лишь 16% — полностью согласны с тем, что «большинству людей можно доверять». Россияне же доверяют обычно только тем, с кем знакомы лично — для них недостаточно даже рекомендаций надежных людей. Они считают, что вести дела втроем довольно рискованно — ведь двое могут объединиться против одного.

Как «встроиться» в социальные сети китайцев и россиян? На этот вопрос единого ответа нет. Наверное, западным предпринимателям поначалу будет труднее наладить отношения с китайскими бизнесменами, чем с российскими. Однако если уж они пустили вас в свой круг, то вы станете для них «своим».

В любом случае — применительно к китайцам и русским — важно понимать, какие отношения связывают членов социальной сети, и следовать существующим ритуалам, будь то обмен подарками у китайцев или распитие водки и походы в баню у русских.

Наконец, не пытайтесь стать большим китайцем, чем сами китайцы, или самым русским из русских. Вас всегда будут воспринимать как иностранца, следовательно, ждать от вас другого поведения. Переборщив, вы можете подорвать доверие, которое стремитесь заслужить.