Как освоиться на новой работе | Harvard Business Review Russia
Коммуникации

Как освоиться на новой работе

Арт Маркман
Как освоиться на новой работе

Приступать к новой работе на новом месте всегда волнительно и часто очень неспокойно. Может быть, вы не раз уже меняли работу, но все равно внезапно ощущаете себя так, будто пришли в первый раз в новый класс, и все на вас смотрят. Как справиться со всем этим в первые несколько недель, когда вы чувствуете себя не в своей тарелке? Есть ли вообще способ испытывать меньше напряжения, когда вы только что попали в новый коллектив? А если это к вам приходит новый сотрудник, что вы можете сделать, чтобы ему было легче адаптироваться?

Чтобы ответить на эти вопросы и скорее войти в колею, важно понять причины, по которым подобного рода сложности могут возникнуть.

Неизвестность

Вы не знаете, чего ожидать, и это одна из главных причин того, что вы сейчас выбиты из колеи. Мозг подобен своего рода прогностической машине. Она хочет в точности предугадать, что может произойти, а когда нет уверенности в будущем, это может вызывать тревожность). Ровно по той же причине зарубежная поездка может казаться более интересной постфактум, если сравнивать с эмоциями, переживаемыми человеком во время самой поездки.

В ситуациях, когда неясно, как действовать, мы зачастую выбираем бездействие. И на то есть пара причин. Во-первых, возросшая тревожность вынуждает нас избегать потенциальных угроз и потрясений. Во-вторых, когда все действительно оборачивается плохо, мы куда более склонны обвинять себя в том, что мы сделали, нежели в том, чего не сделали. Так мы убеждаем себя, что, не делая ничего, мы получим меньше проблем. Поэтому, когда мы не вполне уверены в том, что происходит, может быть трудно заговорить с новыми коллегами.

К тому же страшно сказать что-то не то. Даже разговаривая с близкими знакомыми, мы часто избегаем вещей, которые могут быть превратно истолкованы. При этом практика показывает, что люди на самом деле куда больше внимания уделяют сути сказанного, а не выбранным вами конкретным словам. Так что ваши коллеги едва ли составят о вас негативное впечатление, поскольку попросту не обратят внимания на то, из-за чего вы так переживаете. И нет ничего страшного в том, чтобы поболтать с новыми коллегами и уточнить, когда вам что-то непонятно.

Чтобы новому сотруднику было легче освоиться, постарайтесь сделать так, чтобы он почувствовал себя более уверенно в новой для него ситуации. Представьте его коллегам. Расскажите, как у вас проходит рабочий день. Если речь об удаленке, поставьте себе напоминание связываться с новым сотрудником хотя бы раз в день, чтобы человек не терялся в потоке задач.

Языковой барьер

советуем прочитать

Об авторе

Арт Маркман (Art Markman), Ph.D. — профессор психологии и маркетинга Техасского университета в Остине, основатель и директор программы Human Dimensions of Organizations. Автор 150 научных работ и нескольких книг, среди которых «Smart Thinking», «Smart Change» и «Habits of Leadership». Недавно вышла его новая книга «Bring Your Brain to Work: Using Cognitive Science to Get a Job, Do it Well, and Advance Your Career» (HBR Press).

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
3 совета по улучшению стратегии по методу  McKinsey
Курт Стровник,  Майкл Биршан,  Мартин Херт
Как правильно уходить, если вы лидер
Бренда Стейнберг,  Майкл Уоткинс,  Питер Фенна
«Это в корне отличается от того, как работают японские компании»
Александр Губский / "Ведомости",  Фото: flickr.com/idhren