Положительные и отрицательные стороны партнерства со стартапами | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Положительные и отрицательные стороны партнерства
со стартапами

Сотрудничество со стартапами не является вопросом сознательности или обязанности, это вопрос личной выгоды в перспективе.

Автор: Дэниел Айзенберг

Положительные и отрицательные стороны партнерства со стартапами

читайте также

Алексей Венедиктов

Анна Натитник

Два урока для Тима Кука

Роберто Верганти

«Вы подвергаете компанию повышенному риску»

Иван Бируля

Сильный доллар, слабое мышление

Роджер Мартин

To engage (англ.) — давать торжественное обещание (часто это касается женитьбы), включать в себя, втягивать в какое-то дело, вступать в конфликт с кем-то.

Руководителей компаний постоянно призывают поддерживать местных начинающих технологических предпринимателей, чтобы слыть хорошими гражданами и стимулировать местную экономику. Однако сотрудничество с ними не является вопросом сознательности или обязанности, это вопрос личной выгоды в перспективе.

Как известно каждому опытному руководителю компании, такое сотрудничество формально имеет все то же количество плюсов и минусов — от конфликтов до обещания долгосрочного партнерства и счастливой возможности слияния в перспективном союзе.

Давайте начнем с трудностей, потому что именно они часто игнорируются или сбрасываются со счетов в бессодержательных дискуссиях об экономических выгодах таких отношений. Итак, почему крупным компаниям иногда следует избегать сотрудничества со стартаперами?

Пустая трата времени. Недавно директор одной торговой компании на Нью-Йоркской фондовой бирже признался мне, что старается избегать общеознакомительных бизнес-мероприятий, потому что это приводит к просителям, пытающимся вручить ему свою визитку, а также к надоедливым телефонным звонкам с предложениями купить все, что угодно: от электроники до страховки. Вместо этого его компания выработала систему сканирования и изучения тех примерно 200 предложений, которые она получает ежегодно. Невозможно уделять время каждому просителю, но бизнесмена будут осуждать как плохого члена общества, если он станет их игнорировать. Вывод — перестать участвовать в подобных мероприятиях.

Юридические затруднения. Многих директоров компаний неоднократно предупреждали (или же им пришлось столкнуться с этим на личном опыте), что выслушивание предложений начинающих стартаперов может в дальнейшем привести их к судебным разбирательствам, в случае если они начнут производить сходный товар или услугу, даже если те были придуманы совершенно независимо.

Некомпетентность в бизнесе. Многие директора компаний, невзирая на скептицизм коллег, бросались в омут сотрудничества со стартапами. Часто они обнаруживают, что новым фирмам не знакомы такие понятия, как корпоративный стиль принятия решений, требования к процессу покупки, процедуры соглашений, обслуживание покупателей после совершения ими покупки и т.д. Изначально убежденные предпринимателем в чудесности инновации, директора компании оказываются перед необходимостью пестовать и своих новых молодых партнеров и в то же время разбираться с возмущением покупателей по поводу отложенной отправки товаров или плохого их качества.

Финансовая нестабильность. Бизнес-предприятиям свойственно долгое время существовать в сумеречной зоне, где доходы часто являются небольшими и запоздалыми, а расходы многочисленными и немедленными, балансируя между оглушительным успехом на рынке и банкротством. Многие руководители компаний не понимают, насколько многие стартапы близки к провалу. Однако такова территория бизнеса: даже с хорошей финансовой поддержкой венчурных инвесторов или бизнес-ангелов (да, это исключения, а не правило) никто не сможет гарантировать предприятию долгую жизнь, а бизнес-партнеры могут быть брошены в трудном положении. (Неудивительно, что опытные руководители часто настаивают на контрактах.)

Есть и положительные стороны. Разумеется, сотрудничество со стартаперами может привести к внедрению новых товаров, к прибыльным инвестициям, новым поставщикам, современным технологиям и более современной и креативной корпоративной культуре. Никто не сможет однозначно обозначить обстоятельства, при которых перевесят плюсы или минусы. Однако если вы верите в то, что баланс может быть положительным, мы предлагаем вам несколько идей, которые могут этому поспособствовать.

Определяйте сотрудничество на самом высоком уровне руководства как процесс длительный, который повлечет за собой множество проб и ошибок, с тем, чтобы получить преимущества от этого сотрудничества — через контракт, инвестицию или, возможно, приобретение стартапа.

Давайте возможность разным отделам компании исследовать различные проявления вашего сотрудничества : на каналах поставок, или на совместном производстве товара, или на лицензировании новой технологии. Такие задачи традиционно решаются подразделениями, которые могут различаться географически и культурно.

Поощряйте тренинги и обучение в вашей компании. Разные отделы, взаимодействующие со стартаперами для разных целей, могут очень много чему научиться и обмениваться знаниями и опытом во время регулярных встреч и конференций.

Делайте различие между вовлеченностью на международном уровне, уровне отдельного сектора бизнеса или отдела компании и улучшением бизнес-экосистемы, сконцентрированной в каком-то регионе. Одна ведущая ИТ-корпорация имеет свои инновационные центры на каждом континенте с целью взращивания предпринимательской экосистемы. Это может быть связано с продукцией компании и ее технологиями, а может быть, и нет. С другой стороны, я разговаривал с руководителем международной биотехнологической компании, которая использовала только самые лучшие специализированные разработки в тщательно подобранных сериях товаров, независимо от географии.

Развивайте функцию сортировки. Удивительно, какое количество стартапов может сотрудничать с компанией в то время, как руководители с трудом взаимодействуют с другими отделами своей собственной корпорации. Эффективные мероприятия внутри фирмы являются давно проверенным средством для улучшения специфической корпоративной структуры и культуры. Наличие руководителей, которые умеют хорошо взаимодействовать со стартаперским сообществом и одновременно налаживать доверительные отношения внутри компании, помогает облегчить работу.

Старайтесь не делить на «маленькое» и «большое» . Исследования и практика приводят к одному выводу: предпринимательские экосистемы развиваются в контексте плодотворного диалога по поводу целого спектра технологий и темпов роста того или иного сектора. Появление же «чистых сообществ стартапов» — устаревший миф. Весь спектр компаний частного сектора зависит друг от друга во множестве областей.

Многие корпорации прекратили свое партнерство со стартаперами, обжегшись на разочаровании, пустом приобретении другой компании или неудачном партнерстве. Однако эффективные способы взаимодействия с начинающими технологическими предпринимателями являются умениями, которые стоит стратегически определить и тактически применять, если руководители крупных корпораций хотят научиться искусству подобного сотрудничества.