Чему нас может научить космическая гонка | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чему нас может научить
космическая гонка

Надвигающийся кризис поощряет ставить значительные и достойные цели.

Автор: Эрик Ловитт

Чему нас может научить космическая гонка

читайте также

Apple Watch: все сделано правильно

Джеймс МакКиви

Трансформация со скрипом: кто и почему мешает изменениям

Юрий Проскурня

В ловушке: как избежать неверных решений

Говард Райффа,  Джон Хэммонд,  Ральф Кини

Три причины отказаться от концепции лидеров мнения в маркетинге

Грег Сателл

Три года тому назад, глядя на то, как Шаттл проезжает по улицам Лос-Анжелеса к месту своей последней стоянки, я стал перебирать историю освоения космоса. В особенности мне припомнился малоизвестный, но всегда восхищавший меня факт: президент Кеннеди мечтал наладить в этой сфере партнерство с главным конкурентом США – с СССР, который тогда возглавлял Никита Хрущев.

Ныне, когда все человечество стоит перед лицом глобальных экологических и социальных проблем, история о том, как Америка вступила в космическую гонку, может послужить немаловажным уроком не только для специалистов из космической отрасли. Проблемы у нас и в самом деле сложные, прямо-таки запутанный клубок: к 2050 ожидается рост населения Земли до 9,5 миллиардов человек. Нормой становится переменчивый и непредсказуемый климат. Двое из семи человек при нынешней системе распределения продовольствия голодают. Недавние исследования показали, что мировой инфраструктуре понадобятся до 2030 года инвестиции в размере $50-100 триллионов(!) только для того, чтобы не погас свет.

От наших нынешних действий зависит то, каким мы оставим этот мир своим детям. Президент Кеннеди не просто сделал Штаты лидером в освоении космоса – он научил нас создавать такое партнерство, которое устоит перед испытаниями времени.

Надвигающийся кризис поощряет ставить значительные и достойные цели

Главным пунктом в предвыборной программе 1960 года был вопрос о сохранении американского лидерства в науке. После того, как СССР впервые отправил человека в космос, президент Кеннеди призвал свой народ мечтать о большем: мы отправим человека на Луну. Сейчас снова наступил кризис, но если правильно подойти к делу, компании могли бы увидеть в кризисе стимул для мощных инноваций в области технологий и менеджмента.

Достойная цель вдохновляет не одно поколение

Читайте материал по теме: Новые кэйрэцу: бизнес на доверии

Президент Кеннеди вернул нам вкус к науке. Полная свобода фантазировать и мечтать. Дети воображали себя будущими космонавтами. Компании предвкушали новые возможности для своего роста. Так дерзкое видение высвобождает кинетическую энергию целой страны. Можно, пожалуй, доказать, что уже тогда, в 1960-е, закладывались корни эпохи доткомов.

Думайте и действуйте с учетом будущего

Кеннеди ставил столь долгосрочные цели, и никак не мог надеяться на их осуществление до окончания своего президентского срока. Его пример показывает, что вместо сиюминутной славы неплохо бы задуматься о долгосрочном наследии. Гендиректора сейчас сменяются довольно часто и возникает искушение возвести в приоритет сиюминутные и даже сиюсекундные задачи. Очень важно преодолеть такое искушение.

Имеет смысл искать даже весьма необычных союзников

Ради своей мечты президент Кеннеди был готов сотрудничать даже со злейшим соперником Америки – с Советским Союзом. Он заявил публично: «В этой сфере, где Соединенные Штаты и Советский Союз добились наибольших достижений, в сфере освоения космоса, я вижу потенциал для нового типа сотрудничества». Поучимся у истории – почему бы компаниям не обдумать возможность кооперации с конкурентами?

Читайте материал по теме: Теория кокоса и персика: как русскому наладить отношения с американцем

Межотраслевое сотрудничество приносит свои дивиденды

Для того, чтобы мечта президента Кеннеди осуществилась, понадобилось интенсивное межотраслевое сотрудничество. Это способствовало росту многих компаний в частном секторе. Например, IBM отвечала за расчеты, и участие в космической программе послужило для корпорации шансом занять ведущее место в отрасли информационных технологий и управления данными. Не говоря уж о том, какого она приобрела ценнейшего клиента.

Чтобы справиться с современными глобальными вызовами, требуется кооперация частного, общественного и государственного секторов. И тогда мы будем вновь создавать историю, которой сможем гордиться.

Читайте по теме: