4 способа сгладить последствия первого неудачного впечатления | Harvard Business Review Russia
Коммуникации

4 способа сгладить последствия первого неудачного впечатления

Дори Кларк
4 способа сгладить последствия первого неудачного впечатления

Такая неприятность может приключиться с каждым: случайно обидеть нового сотрудника неудачной шуткой, разочаровать начальника, сорвав первое же серьезное задание, не приглянуться важному клиенту. Беда в том, что от первого впечатления подчас очень трудно «отмыться».

В психологии есть понятие «фундаментальной ошибки атрибуции», когда люди склонны рассматривать поведение других людей как проявление их сущности. Может быть, у вас просто день не задался или вы не оправились после ссоры, утраты, однако новый коллега не станет подыскивать оправдания вашим действиям. Он сразу же сочтет ваше сегодняшнее поведение типичным проявлением характера, и преодолеть это негативное суждение будет очень и очень непросто. Но, как я показываю в книге «Персональный ребрендинг», изменить чужое представление о себе все же реально. Вот четыре способа, которые помогут вам сгладить последствия неудачного первого впечатления.

Удивите этого человека. Люди редко меняют свое мнение, потому что наш мозг старается не расходовать лишнюю энергию: и если не видит убедительной причины что-то менять, то и не делает этого. Вам нужно дать человеку повод приглядеться к вам еще раз, а для этого его нужно удивить. Может быть, у коллег сложилось неверное впечатление о вас, дескать, вы в лидеры не годитесь, очень уж тихо себя ведете.

Легкими штрихами вам эту картину не изменить. Нужна более дерзкая стратегия, чтобы заставить людей по-новому взглянуть на вас. Если у вас сложилась репутация тихого, застенчивого человека, недостаточно будет однажды выступить на собрании. Старайтесь выступать первым, постоянно комментировать других, и когда коллеги удивятся: «Да что это на него нашло?» — тут-то вы и поймете, что оказались на правильном пути. Им придется изменить свое мнение о вас.

Читайте материал по теме: Как (не) правильно обрастать деловыми связями

Не останавливайтесь. Коллеги, вероятно, обратят внимание на ваше непривычное поведение, но если вы ограничитесь одним-двумя разами, то спишут все на случайность, мол, «перепил кофе с утра». Ваша новая модель поведения должна стать нормой для окружающих. Важно понимать, что на создание нового образа уйдет довольно много времени.

Хайди Грант Хэлворсон, автор книги «Психология достижений», рассказала мне в интервью, что необходимо «бомбардировать всех доказательствами, пока люди не увидят, что первое впечатление было обманчивым, и тонкие намеки здесь не помогут». Например, если сложилось мнение, что вы склонны опаздывать, «придется приходить заранее — много недель подряд. Нужно продемонстрировать, как вы изменились, доказать, что вас неправильно поняли. Упорствуйте, и спустя какое-то время суждения людей о вас изменятся.

Постарайтесь сблизиться. Если у вас не получился разговор с коллегой, возникает желание избежать проблемы и свести общение к минимуму с ним. Но подобная тактика лишь усугубит ситуацию, поскольку, не обладая новыми сведениями о вас, этот человек лишь уверится в правоте своего первого впечатления. Нужно выйти из зоны комфорта и сблизиться с ним. Психолог Бен Михаэлис советует тем, кто хочет подправить свою репутацию следующее: «Главное не слова, а поступки. Как только у человека складывается определенное мнение о вас, лучший способ его скорректировать — подкрепить реальными делами, а не прибегать к неискренним любезностям».

Много лет назад один мой подчиненный успешно применил такой подход. Мне казалось, что Мэттью ленив и к тому постоянно отвлекается от работы. Видя, что я отношусь к нему с подозрением, он сделал гениальный ход: пригласил меня на скалодром. Сам он в этом виде спорта был ас, а я — новичок, мы вместе с Мэттью взбирались по стене в одной связке, и я увидела его с другой стороны — ловкого, умелого, сильного — и стала понимать, на что способен этот сотрудник.

Читайте материал по теме: Три ошибки при установлении деловых контактов

Переждите. И наконец, иногда впечатление, сложившееся у коллег, вообще никак не связано лично с вами. Десять лет назад я познакомилась на конференции с одной женщиной. Сейчас мы близкие подруги, часто видимся, выполнили вместе несколько проектов. Однако через несколько лет после той первой встречи она призналась, что поначалу я вовсе ей не понравилась. Она, довольно скептически настроенная жительница Нью-Йорка, сочла меня чересчур «позитивной», то есть лицемеркой. Но спустя годы пришла к выводу, что мой оптимизм — не вывеска, я такая и есть на самом деле. «Проблема была не в тебе, а во мне», — сказала она. Дело в том, что моя приятельница проецировала на меня прежний свой негативный опыт. Итак, если проявить терпение и поступать так, как вы сами считаете правильным, со временем большинство людей поймут вас правильно.

Да, кажется обидным, нечестным, когда к вам незаслуженно плохо относятся. Но хоть люди и не склонны быстро менять свои первые впечатления, все же, приложив время, силы, определенные стратегии, вы сможете исправить свою репутацию и добиться, чтобы вас оценили по достоинству.

советуем прочитать
Задавайте правильные вопросы
Дженкс Джеймс,  Зевник Брайан
Бизнес после эпохи роста
Спет Густав Джеймс