Забудьте про PowerPoint: сделайте презентацию своими руками | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Забудьте про PowerPoint: сделайте презентацию
своими руками

Как сделать живую презентацию

Автор: Майкл Бреннан

Забудьте про PowerPoint: сделайте презентацию своими руками
hbr.org

читайте также

Гендиректор Volkswagen Group: «Моим долгом было помочь компании»

Александр Губский / "Ведомости"

Как понять, что вы слишком много говорите

Марк Гоулстон

Глобальные тренды: поймать и оседлать

Александр Чулок

5 причин, из-за которых срываются лучшие сделки

Дипак Малхотра

Однажды кто-то из моих знакомых пошутил, что презентации, сделанные в PowerPoint, не имеют ни силы (power), ни смысла (point). За тридцать лет работы я, признаться, не могу припомнить ни одной подобной презентации, показанной мне или представленной мной, которая бы на что-то в этой жизни повлияла. Тем не менее PowerPoint остается излюбленным инструментом бесчисленного множества встреч и совещаний по всему миру. И действительно, если верить Microsoft, ежедневно в мире происходит более 30 млн презентаций, созданных в этом формате.

Когда люди решают использовать PowerPoint (или любую другую программу для показа слайдов), этот выбор влечет за собой определенные последствия. Он предполагает особую структуру распределения ролей, которая в современном мире развитых сетей стремительно теряет свою актуальность. В этой системе эксперт выступает перед аудиторией, а та пассивно воспринимает полученную информацию. При этом люди долго сидят в закрытом помещении, что, согласно докладу Mayo Clinic, увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний и сокращает продолжительность жизни. И, самое неприятное, PowerPoint ставит во главу угла технологии, где акцент ставится на текст, графики, звуковые фрагменты и пункты выступления.

Когда мы совместно с Адамом и Леной Сельзер создавали Civilla — организацию, направленную на развитие инноваций в социальной сфере, мы поставили перед собой условие: никакого PowerPoint. Вообще.

Впрочем, нет ничего проще, чем сказать «нет» программе. Гораздо сложнее понять, чем ее заменить.

Помню, как мы стояли перед пустой доской, пытаясь придумать, как нам донести до людей некую весьма сложную для восприятия информацию. Мы только что закончили четырехмесячный анализ системы социальной помощи штата Мичиган, которая ежегодно распределяет услуги здравоохранения, пособия по уходу за ребенком и питание на сумму свыше $18 млрд — миллиону с лишним жителям штата. Чрезвычайно важное дело, но, чтобы получить ко всему этому доступ, людям приходилось заполнять сорокастраничную анкету — самую длинную бюрократическую форму в Америке. Правительство Мичигана поставило перед нами задачу: найти новый, более гуманный и эффективный способ распределения общественных благ. Поэтому мы засучили рукава и приступили к работе, взяв на вооружение концепцию, которую принято называть человекоориентированным дизайном, дабы облегчить жизнь как социальным работникам, так и их клиентам. И вот, когда нам уже казалось, что цель достигнута, перед нами встала другая проблема: как объяснить суть нашей новой системы без применения столь нежно всеми любимых слайдов?

Мы прекрасно понимали, что, если мы хотим добиться успеха, нам во что бы то ни стало необходимо покорить умы и сердца властей штата. Грубо говоря, нам нужно было «вдохнуть жизнь» во все наши данные, идеи, предположения и истории. Поскольку о PowerPoint не могло идти и речи, мы обратились к другим инструментам: пенопласту, клейкой ленте, леске, фотографиям, веревке, бечевке и папье-маше. С их помощью мы соорудили большую инсталляцию, которая задействовала весь набор человеческих чувств и демонстрировала проделанную нами работу интерактивными и выразительными средствами.

Готовя эту «живую презентацию», мы опирались на три метода, которые помогут любой команде, решившей сказать твердое «нет» пакету PowerPoint.

Вовлеките в процесс зрителей

С точки зрения PowerPoint, аудитория должна учиться, слушая то, что ей говорят. Мы же хотели, чтобы люди учились на деле, а не на словах. Изучая исследования, мы поняли, что практическое обучение эффективнее устных инструкций, поэтому мы превратили наш зал в офис службы социальной помощи, смоделировав условия, с которыми ежедневно сталкиваются многочисленные соцработники и обычные жители. Мы пригласили нашу аудиторию, состоящую из руководителей Мичигана, испытать на себе эти условия, усадив их в нашем «офисе» и заставив заполнять пресловутую сорокастраничную форму. Для более полного погружения в атмосферу мы поставили фоном запись, состоящую из шума говорящих людей, перестука клавиатур и шороха бумаги. Вспоминаю, что, когда наша симуляция была окончена, один из наших гостей произнес: «Я и представить себе не мог, насколько все это сложно, пока сам не попробовал заполнить эту форму».

Используйте преимущества масштаба

При работе в PowerPoint физические размеры презентации ограничены технологиями и размерами экрана. Свободные от этих рамок, мы решили сделать масштаб важным выразительным средством нашего показа — и скромничать мы не стали.

Чтобы развеять любые сомнения относительно того, на кого рассчитан наш проект, мы развесили кругом портреты жителей и соцработников. Эта деталь сразу же настраивала разговор на нужный лад.

Мы хотели максимально отчетливо донести до нашей аудитории простую мысль о том, что, очутившись в ситуации, когда необходима социальная поддержка, жители теряются и не понимают, что им делать и куда идти. Для этого мы установили в зале огромную фотографию высотой три метра, на которой был запечатлен бесконечный лабиринт.

А вместо одного слайда, демонстрирующего «этнографический маршрут» жителей и социальных работников, мы составили тридцатиметровую карту пути, которая стала своеобразным «прогулочным сторибордом».

Когда мы водили наших гостей мимо этих подчеркнуто гигантских объектов, до нас то и дело доносились фразы в духе: «Никогда бы не подумал, что…» и «Я увидел эту проблему в новом свете…». Подобные мысли и слова убедили нас, что мы на правильном пути и что надо вырываться из узких рамок, навязываемых PowerPoint.

Используйте символизм

PowerPoint приучает людей полагаться на текстовое содержание слайдов, не оставляя места для абстракции и символов. А ведь они, пожалуй, имеют больше шансов остаться в нашей памяти, заставить нас задуматься и вызвать живой отклик в наших сердцах. Мы хотели передать всю тяжесть работы в условиях чудовищно непропорционального соотношения соцработников и клиентов. Все служащие, с которыми мы общались, отчетливо это понимали. Через их руки ежедневно проходят тысячи страниц от тысяч клиентов. Этот гигантский объем работы не может не сказываться на их сердцах и душах. Соцработники изо всех сил стремятся помочь людям, но их просто на всех не хватает. Используя папье-маше, мы сделали серию сердец разного размера и развесили их в порядке уменьшения. Затем мы изобразили высокую загруженность работников с помощью 750 веревок, которые символизировали клиентов. Наши гости должны были бродить по лабиринту, прокладывая себе путь сквозь занавес свисающих с потолка трехметровых веревок.

Мы также взяли сорокастраничную форму заявления на доступ к пособиям, вырезали всю избыточную информацию, вычеркнули все строчки, посвященные юридическим аспектам, и продемонстрировали оставшееся нашей аудитории, чтобы они могли оценить и осмыслить этот результат, воспользовавшись своим воображением.

В конце визита один из руководителей штата признался, что за все 32 года его работы это была самая впечатляющая встреча, на которой ему доводилось присутствовать. Вооружившись самыми простыми инструментами и творческим подходом, а затем слегка потрудившись, нам удалось «оживить» те идеи, которые мы хотели донести. Избавившись от PowerPoint, мы создали презентацию, которая была обращена одновременно к разуму и сердцу. Мы подтолкнули нашу аудиторию поменять порядок предоставления социальных льгот в штате Мичиган, протестировав новую форму, которая была на 80% короче.

Сам процесс показа презентации посредством в буквальном смысле ее прохождения обладает большой силой. Сравните, что лучше: стоять и ходить или сидеть? Взаимодействовать или пассивно наблюдать? Осязаемые объекты или пиксели? Рассказ или таблица? Символы или точки на графике? Истории реальных людей или статистика? Именно эта разница способна побудить ваших зрителей к действиям, завладеть их разумом и чувствами и привести к переменам.

Об авторе. Майкл Бреннан — гендиректор и основатель Civilla, творческой студии, находящейся в Детройте, штат Мичиган. Civilla ищет решения сложных проблем бизнеса и общества при помощи дизайна и инноваций. Готовится к изданию новая книга Бреннана «Change the Way Change Work Happens».