«Не знал, что я такой придурок»: что нельзя говорить сотрудникам | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Не знал, что я такой придурок»: что нельзя
говорить сотрудникам

Как нельзя реагировать на негативную обратную связь

Автор: Питер Брегман

«Не знал, что я такой придурок»: что нельзя говорить сотрудникам
Фото: Daniel Gregoire / Unsplash

читайте также

Как сказать «нет» на собеседовании

Кэролайн Стоукс

4 вопроса эффективного руководителя

Алексей Фролов

Создаем условия для конструктивной критики

Джим Уайтхерст

Знаете ли вы, чего не знаете?

Арт Маркман

Всем нравится получать обратную связь… до тех пор, пока она позитивная.

Большинство из нас не любит негативный фидбек. Настолько, что мы даже придумали для этого новое название — не негативный, а конструктивный.

И все же, это незаменимая и ценная вещь.

Нам всем нужно знать, когда мы делаем что-то, что не дает тот эффект, на который мы рассчитывали. Когда наш вклад в работу не соответствует нашим намерениям. И лучшим — и зачастую единственным — способом обнаружить эту пропасть является своевременная обратная связь.

Тем не менее, вы, скорее всего, все еще ему сопротивляетесь.

Неприятно, когда тебе говорят, что ты в чем-то промахнулся. И, поскольку обратная связь часто выявляет имеющиеся у нас слепые зоны, это раздражает особенно, ведь в большинстве случаев мы полагаем, что и так неплохо справляемся с нашей работой. Мы не склонны немедленно соглашаться с нашими критиками или интуитивно понимать обоснованность их претензий — чаще всего мы не верим в то, чего сами не видим.

Это особенно правдиво в случае с руководителями, которые, в свете своего статуса и полномочий, не очень-то часто слышат о себе всю правду.

Поэтому ситуации, когда руководители принимают в штыки критику в адрес их стиля руководства, — не редкость. Обратная связь не вяжется с историей, которую они себе рассказывают.

Чтобы понять эту проблему на личном опыте, я попросил свою самую близкую коллегу, предоставить мне негативную обратную связь, указать на имеющиеся у меня пробелы.

Я глубоко вздохнул и привел себя в готовность. Я хотел погрузиться в процесс без спешки и подметить все, что происходит с моим телом и моим сознанием.

«Ты работаешь слишком много», — сказала она. Ну, что ж, могло бы и хуже.

Но вот что последовало за этим:

«Это комплимент, — подумал я. — Это не критика». Она пыталась сказать, что я задаю такой темп, который ни я, ни организация не смогут удерживать долго, но моей защитной реакцией на услышанное была гордыня.

За этой мыслью быстро последовала следующая: «Она сама трудится не очень-то усердно!» Я обесценил ее обратную связь, обесценив ее вклад в общее дело. «Дело не в том, что она такая проницательная, — решило мое эго, — просто ее собственная планка недостаточно высока».

И следующая мысль: «Я обязан работать в таком режиме, потому что весь бизнес зависит от меня». Я придумывал отговорки, чтобы оправдать то, как я себя веду. Иными словами, да, я слишком много работаю, но это не моя вина.

В процессе всего этого я ощущал странное чувство в своем животе и чувствовал всю уязвимость осознания собственной небезупречности. Это был легкий, но ощутимый опыт, физическая реакция, чувство, что что-то не так.

Будучи коучем, который помогает успешным людям становиться выдающимися руководителями и создавать эффективные команды, я часто нахожусь в ситуации, когда должен дать людям обратную связь, которую непросто выслушать.

Пока я думал над своей собственной реакцией, а также над реакциями, которые я часто наблюдаю у своих клиентов, я составил список вещей, которые мы чаще всего говорим (или думаем), когда слышим негативый фидбек, желая защитить себя от информации, которая бьет по нашему самомнению:

  • Выставляем себя жертвой: «Да, это правда, но это не моя вина».

  • Тешим свою гордыню: «Да, это правда, но это хорошо».

  • Преуменьшаем: «Не такая уж это и проблема».

  • Отрицаем: «Я так не делаю!»

  • Избегаем: «Мне вообще не нужна эта работа!»

  • Обвиняем: «Проблема в моем окружении. Я нанимаю плохих людей».

  • Препираемся: «Можно привести много примеров, когда я поступаю иначе».

  • Нападаем: «Может, я это (что-то очень плохое) и сделал, но ты же сделал это (что-то тоже очень плохое)».

  • Опровергаем: «Ты ничего в этом не смыслишь».

  • Меняем тему: «Главная проблема не в этом».

  • Обесцениваем: «Я поспрашивал других, и никто не согласился с такой оценкой».

  • Отшучиваемся: «Никогда не знал, что я такой придурок».

  • Доводим до абсурда: «О, какой ужас! Какой же я плохой!»

Если Вы когда-либо заметите, что говорите или думаете что-то из вышеперечисленного, это явный сигнал того, что ваше эго не дает вам воспользоваться важным образовательным моментом.

Многое уже написано о том, как правильно получать обратную связь, зачастую даже очень подробно. Но как только кто-то ранит наше эго и наступает эмоциональная перегрузка, эти детали становится тяжело воспринимать. Нужен простой и надежный ответ по умолчанию:

«Я очень ценю то, что вы уделили время и силы, чтобы сказать мне об этом. Спасибо».

Разве не такую же реакцию мы хотим услышать человека, которому что-то подарили? Примите подарок (в данном случае — выслушайте), и скажите «спасибо». Вот и все.

Такой ответ даст людям понять, что они могут без опасений предоставлять вам обратную связь. Они гораздо охотнее будут говорить вам свои мысли лично, а не обсуждать вас за спиной.

У этого простого ответа есть еще один почти магический позитивный эффект: это существенно повышает вашу способность воспринимать критику. Когда вы не защищаетесь от нее внешне, вы перестаете защищаться от нее и внутренне.

После того, как моя коллега сказала мне: «Ты слишком много работаешь», я обратил внимание на все свои защитные реакции и последовал своему собственному совету. «Я очень ценю то, что вы уделили время и силы, чтобы сказать мне об этом, — ответил я. — Спасибо».

Результат? Она поблагодарила меня за то, что я так хорошо воспринял ее совет, а я действительно начал меньше давить на себя и на окружающих.

Может быть, поэтому-то это и называют конструктивной критикой.

Об авторе. Питер Брегман (Peter Bregman) — гендиректор консалтинговой компании Bregman Partners, автор бестселлера «18 Minutes» и книги «Leading with Emotional Courage».