Избавьтесь от скромности

Избавьтесь от скромности
|20 марта 2019| Джек Нашер

Многим знакомо это чувство: вы стараетесь хорошо выполнять свою работу, но другие продвигаются по службе гораздо быстрее. Почему так происходит?

Часто дело в том, что ваш вклад не замечают и не признают. Одна из причин заключается в том, что люди не очень хорошо умеют оценивать компетентность (один из важнейших факторов успеха на работе), и восприятие компетентности играет не меньшую роль, чем ее наличие.

Но разве результаты работы не говорят сами за себя? Не говорят. Даже если вы можете подтвердить их цифрами. Возьмем, к примеру, специалиста по продажам: возможно, его показатели растут, но число продаж могло увеличиться и без его усилий, благодаря улучшению качества продукции или удачному маркетингу, который наконец принес плоды. Если же продажи падают, это может быть связано с ростом конкуренции.

Часто бывает трудно выделить реальные факторы, влияющие на результаты, например, какую роль сыграли удача и сложность поставленной задачи. Поэтому люди чаще оценивают компетентность, опираясь на другие признаки, а значит вам будет недостаточно хороших показателей, чтобы убедить их в своем профессионализме. Один из способов добиться этого — продемонстрировать уверенность в своих возможностях.

Связи между уверенностью в себе и восприятием компетентности было посвящено фундаментальное исследование 1982 года. Психологи Барри Шленкер и Марк Лири попросили 48 человек оценить компетентность (среди прочих характеристик) 60 вымышленных людей, принимавших участие в теннисном турнире или итоговом экзамене. Участникам исследования сообщили два важных факта: как воображаемые люди оценивали свои шансы (от «очень плохо» до «очень хорошо») и их «реальные» результаты.

На удивление, прогноз каждого вымышленного человека сильно влиял на то, как участники исследования оценивали его компетентность. Тех, кто строил оптимистичные прогнозы, считали более компетентными, чем их менее уверенных в себе коллег, независимо от того, насколько точными были эти прогнозы, и какими были результаты. Даже людей, которые высоко оценили свои шансы, но добились ужасных результатов, участники эксперимента считали вдвое более компетентными, чем тех, кто точно предсказал свой провал. Отсюда можно сделать вывод, что, когда вас спрашивают, как вы оцениваете свои шансы на успех, вам следует давать уверенный и позитивный ответ. Пессимистичный прогноз может привести к тому, что вас будут воспринимать как некомпетентного человека, независимо от ваших реальных показателей.

За последние десятилетия исследователи тщательно изучали воздействие уверенности в себе и скромности и пришли к довольно противоречивым выводам. Но недавнее исследование, которое воссоздало эксперимент Шленкера и Лири 1982 года, подтвердило его результаты. Ученые обнаружили, что демонстрация уверенности в своих способностях действительно имеет позитивный эффект, но только если вы не сравниваете себя с другими. Иначе говоря, можно смело хвалиться собственной компетентностью, но не стоит заявлять о некомпетентности окружающих.

Но почему уверенные в себе люди производят впечатление более компетентных, даже если результаты их деятельности говорят об обратном? Одно из объяснений состоит в том, что мы склонны верить тому, что нам говорят, и подтверждать то, во что мы верим, отбирая информацию, которая не противоречит нашим убеждениям. Эта особенность называется предвзятостью подтверждения. Если вы излучаете уверенность, другие, как правило, верят, что вы знаете, о чем говорите, и отфильтровывают двусмысленную информацию, которая идет вразрез с их первым впечатлением (например, насколько ваш успех зависел от везения).

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/karera/lichnye-kachestva-i-navyki/796878

2019-03-20T17:33:31.742+03:00

Wed, 20 Mar 2019 15:32:33 GMT

Избавьтесь от скромности

Почему уверенные в себе люди быстрее продвигаются по службе

Карьера / Личные качества и навыки

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/27/10n3jf/original-1bhj.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Читать полностью

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия