Избавьтесь от скромности | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Избавьтесь
от скромности

Почему уверенные в себе люди быстрее продвигаются по службе

Автор: Джек Нашер

Избавьтесь от скромности
Фото: WESTEND61/GETTY IMAGES

читайте также

Пять шагов, которые должен сделать гендиректор перед увольнением

Маргарита Кошман,  Ярослав Глазунов

Книги для бизнеса

Евграфова Елена подготовила

Почему клиенты подчас готовы платить больше за меньшие порции

Пьер Шандон

Почему немецкие производители возглавили новую цифровую промышленную революцию

Томас Каутч

Многим знакомо это чувство: вы стараетесь хорошо выполнять свою работу, но другие продвигаются по службе гораздо быстрее. Почему так происходит?

Часто дело в том, что ваш вклад не замечают и не признают. Одна из причин заключается в том, что люди не очень хорошо умеют оценивать компетентность (один из важнейших факторов успеха на работе), и восприятие компетентности играет не меньшую роль, чем ее наличие.

Но разве результаты работы не говорят сами за себя? Не говорят. Даже если вы можете подтвердить их цифрами. Возьмем, к примеру, специалиста по продажам: возможно, его показатели растут, но число продаж могло увеличиться и без его усилий, благодаря улучшению качества продукции или удачному маркетингу, который наконец принес плоды. Если же продажи падают, это может быть связано с ростом конкуренции.

Часто бывает трудно выделить реальные факторы, влияющие на результаты, например, какую роль сыграли удача и сложность поставленной задачи. Поэтому люди чаще оценивают компетентность, опираясь на другие признаки, а значит вам будет недостаточно хороших показателей, чтобы убедить их в своем профессионализме. Один из способов добиться этого — продемонстрировать уверенность в своих возможностях.

Связи между уверенностью в себе и восприятием компетентности было посвящено фундаментальное исследование 1982 года. Психологи Барри Шленкер и Марк Лири попросили 48 человек оценить компетентность (среди прочих характеристик) 60 вымышленных людей, принимавших участие в теннисном турнире или итоговом экзамене. Участникам исследования сообщили два важных факта: как воображаемые люди оценивали свои шансы (от «очень плохо» до «очень хорошо») и их «реальные» результаты.

На удивление, прогноз каждого вымышленного человека сильно влиял на то, как участники исследования оценивали его компетентность. Тех, кто строил оптимистичные прогнозы, считали более компетентными, чем их менее уверенных в себе коллег, независимо от того, насколько точными были эти прогнозы, и какими были результаты. Даже людей, которые высоко оценили свои шансы, но добились ужасных результатов, участники эксперимента считали вдвое более компетентными, чем тех, кто точно предсказал свой провал. Отсюда можно сделать вывод, что, когда вас спрашивают, как вы оцениваете свои шансы на успех, вам следует давать уверенный и позитивный ответ. Пессимистичный прогноз может привести к тому, что вас будут воспринимать как некомпетентного человека, независимо от ваших реальных показателей.

За последние десятилетия исследователи тщательно изучали воздействие уверенности в себе и скромности и пришли к довольно противоречивым выводам. Но недавнее исследование, которое воссоздало эксперимент Шленкера и Лири 1982 года, подтвердило его результаты. Ученые обнаружили, что демонстрация уверенности в своих способностях действительно имеет позитивный эффект, но только если вы не сравниваете себя с другими. Иначе говоря, можно смело хвалиться собственной компетентностью, но не стоит заявлять о некомпетентности окружающих.

Но почему уверенные в себе люди производят впечатление более компетентных, даже если результаты их деятельности говорят об обратном? Одно из объяснений состоит в том, что мы склонны верить тому, что нам говорят, и подтверждать то, во что мы верим, отбирая информацию, которая не противоречит нашим убеждениям. Эта особенность называется предвзятостью подтверждения. Если вы излучаете уверенность, другие, как правило, верят, что вы знаете, о чем говорите, и отфильтровывают двусмысленную информацию, которая идет вразрез с их первым впечатлением (например, насколько ваш успех зависел от везения).

Конечно, неразумно демонстрировать фальшивую уверенность, если вы знаете, что шансы на успех невысоки, однако излишняя скромность также не пойдет вам на пользу. Как видно из исследования Шленкера и Лири, люди не жалуют скромников, отдавая предпочтение уверенным в себе людям. Скромность расценивают как страховку от возможной неудачи, попытку предусмотреть замечания критиков. Если эксперт сам не верит в свои способности, как в них может поверить кто-то другой?

Чтобы убедить других в своих способностях, приучите себя говорить о том, как хорошо вы разбираетесь в своем деле, не умаляя свои ключевые компетенции.

Это не всегда легко. Если вы хотите более естественно демонстрировать уверенность, сперва вам нужно убедить себя. Спросите себя: «В чем я хорошо разбираюсь? Каковы на сегодня мои самые большие успехи? Почему другие должны идти за мной? Что я такого знаю, чего не знают они?» Если вам сложно ответить на эти вопросы, у вас проблема: вы не сможете убедить других в своей высокой квалификации, если сами в ней сомневаетесь.

«Хвалите себя как можно больше, — говорил философ Фрэнсис Бэкон, — что-нибудь да запомнят». Если вы хотите обеспечить признание своих достижений, подумайте о том, что о вас и ваших способностях думают руководители и коллеги. Хорошо ли они понимают уровень вашей компетентности и опыта? Если нет, можете ли вы демонстрировать большую уверенность при выполнении задач? Совершенно не нужно хвалить себя при каждом удобном случае, лучше демонстрировать оптимистичное отношение к работе. Выглядя более уверенным в своих способностях, вы повышаете шансы того, что другие заметят ваш профессионализм и вклад в общее дело.

Об авторе. Джек Нашер (Jack Nasher) — профессор Мюнхенской школы бизнеса и преподаватель Стэнфордского университета, международный консультант по ведению переговоров. Автор статей в изданиях The Wall Street Journal, Fast Company и Forbes.