Что не так с советами по тайм-менеджменту

Что не так с советами по тайм-менеджменту
|10 февраля 2020| Эрих К. Дирдорф

Затягивающиеся проекты, сдвигающиеся сроки и список задач, который, кажется, с каждым днем разрастается, — эти испытания слишком часто постигают нас и в быту, и на работе. Сейчас, когда многие ставят задачи на наступивший год, мы снова обещаем себе «научиться лучше распределять время», «быть продуктивнее» и «сосредоточиться на важном». Эти направления саморазвития действительно важны для успешной карьеры. Достаточно взглянуть на глобальные опросы — и среди самых важных и необходимых, а равно и самых редких навыков всегда упоминается тайм-менеджмент.

Так как же нам научиться лучше управлять временем? Недостатка в советах по этому вопросу, определенно, нет. К нашим услугам книги и блоги, лайфхаки и мобильные приложения, специально созданные для желающих покорить тайм-менеджмент с помощью готовых к употреблению инструментов. Однако эти инструменты, как бы эффективно они ни были устроены, вряд ли помогут добиться результата. Попросту говоря, они рассчитаны на пользователя с базовыми навыками, однако для эффективного использования любого из этих инструментов или приложений изначально необходимы умения, которые и составляют суть тайм-менеджмента. Например, разве кто-то будет всерьез ожидать, что, купив хороший набор ножей, передовое кухонное оборудование и свежие продукты, он сразу станет пятизвездочным шеф-поваром? Конечно, нет. Точно так же использование приложения для составления графика едва ли поможет добиться результата, если у вас нет необходимых навыков управления временем.

К счастью, навыки, составляющие суть тайм-менеджмента, многократно исследовались. Под тайм-менеджментом здесь понимается процесс принятия решений, позволяющий распределять, фиксировать и перераспределять свое время с учетом меняющихся внешних условий. Успех в этой задаче определяют три конкретных навыка:

  • Осознанность: реалистичная оценка своего времени, основанная на понимании того, что это ограниченный ресурс.

  • Систематизация: формирование и упорядочивание личных целей, планов, графиков и задач, позволяющих эффективно использовать время.

  • Адаптация: отслеживание использования времени в процессе выполнения действий, подразумевающее перестройку изначальных планов с учетом вынужденных перерывов или изменения приоритетов.

Пожалуй, из этих трех навыков систематизация — самый известный, ведь недаром большинство приложений и лайфхаков относятся к созданию графиков и планированию. Однако осознанность и адаптацию упоминают нечасто. И здесь возникают важные вопросы с точки зрения развития этих навыков. Они одинаково важны? Вызывает ли какой-то их них особые трудности? Есть ли различия в том, как часто каждый из них встречается?

Оценка навыков тайм-менеджмента

Чтобы ответить на эти вопросы, я изучил результаты более чем 1,2 тыс. человек, принявших участие в тридцатиминутном эксперименте с микромоделированием, разработанном для объективной оценки навыков тайм-менеджмента. Участникам предложили роль дизайнера на фрилансе и поручили управлять задачами и отношениями с клиентами и коллегами на коммуникационной платформе с электронной почтой, мгновенными сообщениями, облачными хранилищами для файлов и т. п. Им пришлось решать, в частности, такие задачи, как устранение накладок в рабочем графике, расстановка клиентских требований по степени приоритетности, а также выбирать, как использовать (или не использовать) свое время.

По результатам я сделал несколько веских выводов.

Во-первых, все три навыка оказались одинаково важны для общих результатов тайм-менеджмента. Следовательно, тот, кто совершенствует только навыки составления графиков и планирования (то есть систематизации), игнорирует две трети компетенций, необходимых для эффективного управления временем. Понятно, почему новые инструменты могут вызывать у нас такое разочарование и ощущение, что мы ни на волосок не приблизились к тому, чтобы стать мастерами тайм-менеджмента.

Во-вторых, самые большие затруднения возникают с осознанностью и адаптацией. Оценки по ним оказались в среднем на 24% ниже, чем по навыку систематизации. Получается, что навыки осознанности и адаптации не только реже встречаются, но и сами по себе, без целенаправленных изменений, вызывают наибольшие трудности. Кроме того, оказалось, что от осознанности, главным образом, зависит, насколько успешно люди избегают прокрастинации, а от адаптации — насколько успешно они распределяют свои действия по приоритетности.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/karera/lichnye-kachestva-i-navyki/822448

2020-02-10T21:32:06.748+03:00

Mon, 10 Feb 2020 18:32:07 GMT

Что не так с советами по тайм-менеджменту

Как на самом деле нужно управлять временем

Карьера / Личные качества и навыки

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2020/11/17f39h/original-1k9r.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия