«Не могу ни о чем больше думать!»: как сосредоточиться, когда хаос подступает | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Не могу ни о чем больше думать!»: как сосредоточиться, когда
хаос подступает

Как сосредоточиться, если это кажется невозможным

Автор: Маура Томас

«Не могу ни о чем больше думать!»: как сосредоточиться, когда хаос подступает
Фото: Aaron Blanco Tejedor / Unsplash

читайте также

Что делать, если вы хотите уволиться с новой работы

Роберта Мэтьюсон

Глава дизайнерского отдела PepsiCo о том, почему в компании процветает дизайн

Джеймс де Врис

Три испытания для руководителя

Мария Макарушкина

22 апреля прошла лекция «Идеи на миллион» из серии «Инновационное предпринимательство»

Необходимость по распоряжению властей оставаться дома, удаленная работа и постоянный поток сообщений об ожидаемом ухудшении ситуации — за несколько недель в новой реальности мы постепенно привыкаем по-другому вести дела. Проблемой для многих стало то, что в такой обстановке крайне трудно сосредоточиться. А значит как никогда важна практика управления вниманием — и не только для продуктивности, но и для внутреннего спокойствия.

Суть этой практики заключается в том, чтобы контролировать, куда направлено ваше внимание, и отслеживать всё, что крадет вашу сосредоточенность, будь то внешние помехи или внутренний поток сознания, прокручивание негативных переживаний или беспокойство. Чем лучше вы отдаете себе отчет в том, что вас что-то отвлекает, тем проще с этим справиться. Для большинства из нас постоянно отвлекаться — уже привычка, и чтобы ее скорректировать, в первую очередь ее необходимо осознать — без этого изменений не бывает.

Для начала важно понять, на что вы отвлекаетесь. Что это прямо сейчас? Ваши дети рядом? Гора посуды в раковине? Или уведомление о новостном сообщении в телефоне? Определив, куда устремлено ваше сознание, вы сможете попытаться переключиться. Вот как можно использовать практику сосредоточенности применительно к трем основным поглотителям внимания (это ваши дети, домашние дела и ваши собственные мысли).

Дети

Как с помощью техник управления вниманием качественно работать из дома, когда вы постоянно нужны домочадцам Если дети уже достаточно самостоятельные, помогут те же самые приемы, которые я рекомендую использовать в офисе (см. статью «Почему мы тратим свою жизнь на то, что нам не нравится, и как это изменить»): повесьте табличку, закройте дверь или придумайте еще какой-то способ показать, чтобы вас не беспокоили без крайней необходимости. Можно поставить рядом маркерную или меловую доску, чтобы дети могли оставлять вам записки к тому времени, когда у вас появится возможность сделать перерыв. Лучше всего работать без прерываний интервалами по 10—60 минут и делать паузы, чтобы уделить внимание близким.

С маленькими детьми или родственниками, требующими более частого присутствия, стоит выбрать другую тактику. Составьте список дел и отметьте из них те, которые можно считать фоновыми (например, переписка или размещение заказов), и те, для которых необходима максимальная сосредоточенность, или, как я это называю, «интеллектуальный импульс» (например, написание статей, анализ данных и создание новых бизнес-возможностей в сегодняшних изменившихся условиях).

Если в семье есть еще взрослые, работайте посменно: пока один в течение часа или двух занимается с детьми, второй может уделить время делам, ни на что не отвлекаясь, затем наоборот. Пока вы сидите с детьми, если есть интервалы, когда их можно чем-то занять, решайте фоновые задачи. Когда вы свободны, делайте то, что требует максимальной сосредоточенности. Такую работу лучше разбивать на более конкретные и компактные подзадачи. Например, вместо пункта «написать статью» лучше отметьте в списке дел «сформулировать три основные идеи». Так вам будет проще приступить к выполнению и после в темпе продолжать.

Если заботиться о близких можете только вы и внимание им требуется постоянно, скорректируйте свои ожидания и относитесь к себе с таким же пониманием, какое вы проявляли бы к кому-то другому в подобной ситуации. Чтобы пережить этот непростой период, важнее всего признавать свои ограничения и уметь приспосабливаться.

Дела по дому

Если вас отвлекают не близкие, а домашняя обстановка — «Нужно загрузить стиральную машинку», «Пойду возьму что-нибудь из холодильника» или «Наверное, пора погулять с собакой» — воспользуйтесь ситуацией в свою пользу. Выгуливая своего питомца или даже просто выгружая посуду из посудомоечной машины, вы можете немного размяться и отдохнуть после сосредоточенной умственной работы, когда вы постоянно что-то читаете, пишете или с кем-то взаимодействуете.

Спланируйте эти перерывы и используйте их как вознаграждение. Например, если вам трудно взяться за статью, решите для себя, что, когда вы сформулируете три основные идеи и закончите черновик вводной части, можно будет вывести собаку на прогулку. Не нужно тратить уйму сил в попытке полностью отключиться от своих личных дел, это и необязательно. Лучше увязать их с важными рабочими задачами и результативно решать и те, и другие — тогда к концу дня вы будете чувствовать себя более бодро и меньше устанете, потому что делали перерывы.

Мысли

Практика управления вниманием эффективна не только для сохранения продуктивности — она еще и помогает контролировать себя, когда появляются негативные мысли и усиливается тревожность. Сейчас легко уйти в бесконечные переживания о том, что нас ждет впереди. Конечно, планирование важно. Но СМИ усиливают негативную информацию, и попытки разобраться в происходящем в итоге усиливают тревожность и беспокойство по поводу самых неблагоприятных сценариев.

Управляя своим вниманием, для начала вы можете отследить, когда ваши опасения заставляют вас смотреть на все под другим углом. В ситуации пандемии легко включиться в круговорот безрадостных размышлений. Что теперь будет с работой? С нашими семьями? С экономикой? По правде, никогда не известно, что нас ждет в будущем, но если фокусироваться и зацикливаться на самом неблагоприятном сценарии, легче не станет. Чтобы не давать волю страхам и не терять оптимизма, полезнее вдумчиво планировать, действовать по возможности продуктивно и сознательно концентрироваться на плюсах сегодняшней сложной ситуации.

Если вы когда-то подумывали завести журнал благодарности, сейчас для этого самое время. Можно ничего особенного не придумывать. Достаточно в начале или в конце дня (или дважды за день!) думать о чем-то хорошем на сегодня и выписывать три пункта. Это необязательно что-то существенное. Вы прошлись в перерыве между работой, пообщались со старым другом или вас особенно порадовало самочувствие — обратите на это внимание, и вот уже вы на все смотрите под другим углом. Еще лучше почаще выражать признательность окружающим. Специалист в области поведенческих наук Франческа Джино пишет, что «благодарность позволяет прочувствовать положительный опыт, помогает справляться со стрессовой ситуацией и не пасовать перед сложностями».

То, насколько вы сможете выполнять важную работу, зависит не от того, где вы ее выполняете, а от того, как вы ее выполняете. Приемы управления вниманием пригодятся вам не только в офисе, но и дома. Понять, как и когда вы теряете сосредоточенность, — уже первый шаг к тому, чтобы вернуть себе контроль над ситуацией. Так вы сможете осознанно управлять этими отвлекающими факторами, будете успевать уделить время всем своим обязанностям и сделать что-то полезное.

Об авторе. Маура Томас (Maura Thomas) — бизнес-тренер, выступает с лекциями во многих странах, участник TEDx, создатель RegainYourTime.com и автор книг «Personal Productivity Secrets», «Work Without Walls» и «Attention Management».