Пять способов (не) нервировать сотрудников

Пять способов (не) нервировать сотрудников
|14 сентября 2020| Томас Чаморро-Премузик

Многолетние научные исследования показывают: главные факторы проблем на работе — стресс и тревожность. Они портят настроение, сказываются на самочувствии и продуктивности. У тревожности может быть множество причин, в том числе личных, но одна из самых серьезных и распространенных непосредственно связана с работой: это непрофессионализм руководства.

Поведение непосредственных начальников и топ-менеджеров напрямую влияет на уровень стресса и тревожности сотрудников. Каждый их шаг, слово, эмоция сказываются на физическом и психическом состоянии коллектива. И чем выше в иерархии находится лидер, тем больше людей попадает под его влияние — как положительное, так и отрицательное.

К сожалению, мало кто из руководителей это понимает. Кроме того, многие переоценивают свои лидерские качества, и это создает разрыв между реальным и воспринимаемым уровнем их профессионализма. Поэтому даже самые благонамеренные боссы, зачастую сами того не желая, заставляют подчиненных тревожиться и не могут скорректировать свое поведение: ведь если человек уверен в эффективности своих методов управления, разве он станет что-то менять?

Вот почему лидер должен уделять особое внимание своим действиям и коммуникации. Важность этой стороны работы возрастает в периоды неопределенности, ведь люди ждут, что лидер поможет им преодолеть страх, даст ориентиры, укажет направление и главное — вселит надежду и оптимизм.

Если вы руководитель, вам будет полезно разобраться в том, как ваша речь, поступки, эмоции и реакции влияют на коллектив — даже тогда, когда вы этого не замечаете. Существует пять моделей поведения, которые больше всего влияют на тревожность сотрудников. Научившись распознавать их, вы сможете корректировать свои действия и повысить эффективность своих методов руководства.

1) Негативные высказывания. Нам часто кажется, что свои эмоции мы передаем в основном невербально — жестами и мимикой. На самом же деле наши истинные чувства и мысли гораздо чаще выдают именно слова. С развитием технологий алгоритмического анализа текста и обработки естественного языка мы убедились, что существует явная и устойчивая связь между словами, которые мы выбираем для выражения мыслей и чувств, и нашим настроением и характером.

Это означает, что даже если вы, по собственному ощущению, хладнокровно обсуждаете бизнес-стратегию, ваша манера речи и лексика доносят до аудитории ваше истинное эмоциональное и умственное состояние. В письменном виде слова лидера влияют на настроение в коллективе еще сильнее: люди склонны перечитывать важные тексты и впитывать выражаемые в них эмоции.

Исследования показывают: чтобы случайно не вызвать у читателя тревогу, следует избегать явно негативных слов (например, ужасный, шокирующий, опасный) и даже стандартных эвфемизмов для них (непростой, проблемный, нежелательный). По сути, единственный критерий для отнесения слова к негативным — воздействие на слушателя или читателя, повышение уровня его тревожности, нервозности, беспокойства. Высказываясь в одинаковых ситуациях и описывая одни и те же события, два лидера по-разному повлияют на настрой аудитории, если один будет говорить о надежде, улучшениях и свете в конце тоннеля, а другой — о числе жертв, показателях смертности и депрессии.

2) Странное или сумбурное поведение. Мы часто приветствуем спонтанность и непосредственность как важнейшие факторы креативности и чуть ли не неотъемлемые составляющие свободы. На самом же деле большинство людей стремится по возможности избегать неопределенности и непредсказуемости: ведь и то и другое вызывает тревожность.

Пандемия COVID-19 лишний раз это доказала. Нас всех выбила из колеи не только угроза заболевания, но и невозможность предсказать, что будет завтра. В подобной ситуации лидер не способен сам предвидеть будущее и не может вселить уверенность в подчиненных. Однако в его силах, по крайней мере, действовать последовательно и предсказуемо, чтобы не вызывать у людей ненужное беспокойство.

Постарайтесь не усложнять лишний раз жизнь ваших подчиненных: не заставляйте их гадать, что вы предпримете дальше. Станьте надежным, понятным — а при необходимости даже скучным. Возможно, именно вы окажетесь для сотрудников единственным маяком предсказуемости в океане полной неопределенности.

Иными словами, максимально четко структурируйте совещания и коммуникации, ясно говорите, чего вы ожидаете от каждого, старайтесь ничего не менять и не отменять в последнюю минуту и в целом больше следуйте тем же принципам, которыми вы руководствовались до кризиса.

3) Резкие скачки настроения. Раздражительные начальники подобны американским горкам: они нравятся лишь любителям пощекотать себе нервы, а у всех остальных провоцируют стресс. В трудные времена сотрудникам меньше всего хочется наблюдать перепады настроения босса; если вы пробовали обсудить острую тему с человеком после неудачного дня, то знаете: добром это не заканчивается.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/karera/lichnye-kachestva-i-navyki/837341

2020-09-14T13:06:37.000+03:00

Mon, 14 Sep 2020 12:02:51 GMT

Пять способов (не) нервировать сотрудников

Модели поведения, которых лидеру следует избегать

Карьера / Личные качества и навыки

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2020/6i/oro87/original-w3m.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Смотрите на YouTube-канале HBR Россия «Счастливая жизнь после работы» vs «Умереть у станка»
Подробнее
Закрыть

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия