Что делать, если вам кажется, что вы хуже остальных | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если вам кажется, что вы
хуже остальных

Пять советов, которые помогут жить и работать уверенно

Автор: Нихар Чхая

Что делать, если вам кажется, что вы хуже остальных
Фото: Anthony Tran/Unsplash

читайте также

Прогибаться под изменчивый мир

Юлия Фуколова

Как пережить послепраздничную хандру

Арт Маркман

Леонид Мацих. Масоны как двигатель общественных перемен

Анна Натитник

Больше –– не всегда лучше

Шварц Барри

Отставать от тех, кого мы привыкли считать равными, всегда неприятно. Расхожая мудрость гласит: не соревнуйтесь с другими, соревнуйтесь только с собой. Но легче сказать так, чем сделать. В эпоху социальных сетей сложно не видеть успехов коллег, но в этом есть своя польза: недавнее исследование показало, что социальные сети могут стать источником вдохновения — и в жизни, и в работе.

Как же получить от конкуренции все самое лучшее и не потерять уверенность в себе? Используйте следующие пять приемов.

Отслеживайте то, что вызывает у вас стресс. Чувство, что вы хуже коллег, может проявляться в самых разных формах. Оно может быстро пройти — например, если начальник при вас сделал комплимент кому-то другому, или давить на вас постоянно — например, если ваш коллега уволился, чтобы запустить собственный бизнес.

Подумайте, что заставляет вас сравнивать себя с другими. Вас расстраивает, если руководитель хвалит кого-то, но не вас? Вы завидуете достижениям конкретных знакомых? Часто ловите себя на том, что листаете LinkedIn, Facebook или Instagram и чувствуете себя все более одиноко и неуверенно? Если да, вы не одиноки. Согласно исследованиям, социальные сети усугубляют нашу склонность придавать неприятным чувствам больше внимания, чем приятным.

Постарайтесь заметить, что заставляет вас сравнивать себя с другими: поняв, что это триггеры, вы сможете постараться реагировать на них более конструктивно.

Перейдите от реактивных мыслей к целенаправленным. Поняв, что заставляет вас чувствовать себя отстающим, вы можете решить и вовсе перестать заниматься всеми этими вещами, но, как правило, это не самое разумное и практичное решение.

Например, вы, скорее всего, не сможете не слушать, что начальник говорит о вас и о ваших коллегах. И, хотя вы можете перестать общаться с друзьями или бросить социальные сети, от этого вы, вероятно, только почувствуете себя еще более одиноко. Лучше действовать иначе: специально использовать эти чувства себе на пользу.

В следующий раз, когда вы будете листать ленты социальных сетей, спросите себя, зачем вы этим занимаетесь. Вам скучно? Значит, ищите что-нибудь интересное, а не то, из-за чего вам станет еще хуже. А если вы услышите новости о карьерных успехах коллеги и почувствуете, что вы ему уступаете, остановитесь и спокойно, без осуждения проследите за своими чувствами, а затем примите решение и постарайтесь воспринять успехи коллеги объективно. Думайте так, будто вы ему не прямой конкурент, а журналист, который пишет о нем статью.

Если все это в какой-то момент станет для вас слишком тяжело, конечно, лучше сделать паузу. Но помните, что вы всегда можете постараться чему-то научиться в каждой ситуации. Не говорите себе «Вот бы у меня тоже это было» или «Вот бы я тоже так поступил». Лучше сформулируйте так: «А почему бы и мне так не сделать?». Прислушайтесь к мыслям, которые возникнут у вас в голове после такой фразы.

Проявите свои сильные стороны, чтобы вернуть себе силу и мотивацию. Во время острого приступа неуверенности вы можете застрять в мыслях о том, как догнать других. В такие моменты важно вернуть себе чувство эффективности: сделайте что-нибудь несложное и одержите маленькую победу. Используйте свои самые сильные стороны, покажите их миру и зарядитесь от этого уверенностью.

Одного из моих клиентов должны были назначить старшим вице-президентом, но из-за пандемии его повышение было отложено. Он очень расстроился, боялся, что шансы заполучить эту желанную позицию в компании постепенно исчезнут, и завидовал знакомым из других компаний, которые успели перейти этот рубеж еще до кризиса.

Это было неприятно и могло ударить по его производительности. Чтобы прервать этот, казалось бы, замкнутый круг, он решил использовать свою сильную сторону: умение писать. Он написал для блога компании хорошую статью о том, как руководство справляется с кризисом — и она стала самым просматриваемым постом за всю историю блога. Множество младших и старших коллег поблагодарили его за честность и оптимизм. Эта обратная связь вернула ему уверенность в пользе для компании и укрепила его репутацию лидера, увеличивая шансы на повышение в правильный момент.

Решите, кого считать коллегами, и создайте новое поле игры. Сравнения с узкой группой коллег — это игра с нулевой суммой: коллег можно либо обогнать, либо отстать от них. Но если взглянуть на ситуацию шире и включить новые, более разнообразные группы, представление об успехе станет более объемным, и у вас появятся новые сферы, в которых вы сможете побеждать.

Джеки, директор в одной из компаний из списка Fortune 100, три года не повышали до вице-президента. Потеряв надежду и решив, что она застряла на своей должности, Джеки постаралась расширить свой подход к работе, пересмотреть свои обязанности и начать общаться с коллегами иначе, чтобы найти новый смысл. Но она помнила, что должность вице-президента от нее ускользает, и это не давало ей покоя.

Поняв, что она всегда сравнивала себя только с узкой группой других вице-президентов, Джеки начала общаться с людьми за пределами компании, которые разделяли ее ценности и взгляды на предпринимательство. Приняв участие в ежемесячной встрече, послушав питчи от местных стартапов и побыв в роли ментора, она почувствовала прилив сил. От этой группы новых знакомых она тоже отставала, ведь у них уже был свой бизнес, но ей было приятно у них учиться. Это не только помогло ей отказаться от неприятных сравнений с коллегами внутри компании, но и придало энергию и мотивацию, чтобы переоценить свои карьерные амбиции.

Освободитесь от внутренних ожиданий. Если вы отстаете от коллег в настоящей конкуренции — например, их повышают, а вас нет — это одна проблема. Но есть и другая, еще более вредная ситуация, которая может стать источником вечной неуверенности, — убеждение, что вы должны не только опережать своих коллег, но и хотеть того же, чего хочет каждый из них. Эта «тирания долга» порождает бесконечную гонку, в которой вы никогда не можете порадоваться тому, чего уже достигли. Ваше внутреннее определение успеха постоянно меняется — в зависимости от того, что хотят другие.

На этом себя ловят многие из моих клиентов, которые находятся на одну позицию ниже уровня CEO. В глубине души они не хотят брать на себя такую ответственность, но им кажется, что если этого хотят все их коллеги, то и они должны этого хотеть. Это порождает сценарий, в котором невозможно выиграть: если не стремиться к должности CEO или не получить ее, будет казаться, что ты хуже остальных — но если ее получить, окажешься на должности, которая тебе не нужна.

Подумайте: может быть, на самом деле вы все сделали правильно? Напомните себе об осознанности: куда бы вы ни шли, сейчас вы здесь. Не увеличивайте свою неуверенность, погружаясь в прошлое, и пообещайте себе принимать будущие решения исходя из своих ценностей и из того, предоставляют ли они вам возможности для роста. Если менять планы из-за чужих желаний или достижений, вы будете постоянно отставать и зависеть от коллег.

На любом пути, карьерном и жизненном, вы обязательно столкнетесь с приступами неуверенности и тягой сравнивать себя с другими. Когда вам кажется, что вы отстаете от других (и неважно, так ли это на самом деле), вы можете использовать перечисленные выше приемы, чтобы вернуть себе уверенность и добиться успеха в тех сферах, которые для вас действительно важны.

Об авторе

Нихар Чхая (Nihar Chhaya) — коуч топ-менеджеров глобальных корпораций, например American Airlines, Coca-Cola, GE и Dell. Бывший глава по развитию кадров компании из списка Fortune 500. Президент компании PartnerExec, которая помогает руководителям освоить тонкости общения и добиваться лучших результатов.

 

* деятельность на территории РФ запрещена