Больше эмоций, хороших и разных | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Больше эмоций, хороших
и разных

Эмоции возникают не на пустом месте.

Автор: Шапиро Дэниел

Больше эмоций, хороших и разных

читайте также

Дорого или бесплатно: сколько стоят полезные идеи для бизнеса

Дирк Дейхманн,  Огуз Аджар

Четыре этапа внедрения ИИ

Артем Макеенок

Верифицируемая идея лучше просто хорошей идеи

Майкл Шрейдж

Победа на четырех фронтах

Стюарт Фридман

Считается, что в бизнесе эмоциям не место. Но если так, то возникают две большие проблемы. Во-первых, их нелегко обуздать: это подтвердит каждый, у кого в самые напряженные моменты деловых встреч потеют ладони и колотится сердце. Во-вторых, и это главное, — сдерживать чувства невыгодно. Наоборот, их нужно почаще выпускать на волю — так проще выправить отношения, расположить к себе коллег и партнеров, достичь с ними взаимовыгодных договоренностей. А во время кризиса, когда с другими видами поощрений плоховато, проявлять положительные эмоции особенно важно — чтобы поднять настроение людям, ведь боевой дух может стать одним из важнейших конкурентных преимуществ вашей организации.

Мы с коллегами в ходе научной работы и консультирования руководителей компаний и госучреждений пришли к выводу, что эмоции возникают не на пустом месте. Чаще всего за те, что проявляются при повседневном общении и конфликтах на работе, отвечают пять ключевых, вполне предсказуемых потребностей: в справедливой оценке (признании заслуг), в симпатии окружающих (эмоциональной связи с другими), в независимости (свободе чувствовать, думать и принимать решения), в достойном статусе (необходимость чувствовать, что по положению в организации мы не хуже остальных) и важной роли (нужной для дела должности и соответствующей деятельности). Учитывая эти потребности, можно потенциально неприятный разговор направить в нужное русло и добиться, что начальники, коллеги и подчиненные будут охотнее сотрудничать с вами.

Чтобы понятнее было, что я имею в виду, расскажу истории двух людей. Обоих уволили, но по-разному. Джейн узнала, что ее подразделение из-за разного рода экономических трудностей собираются расформировать, от начальника. Говоря это, он даже не поблагодарил ее за годы работы в компании. Кроме того, он лишил ее свободы маневра, не предупредив об увольнении заранее. У Джейн было ощущение, что вышестоящие, которых она считала верными союзниками и друзьями, не просто поставили на ней крест, а банально предали нее. Она была в ярости и грозилась дойти до суда.

Крис, менеджер другой компании, потерял работу по той же причине, но его начальник проявил чуткость и потому смягчил удар. Сначала он показал Крису данные о продажах за предыдущий квартал и спросил, как, по мнению Криса, можно было бы повысить прибыль. Так Крис впервые и узнал о финансовых проблемах компании. Торговля шла все хуже, и руководители в борьбе за экономию решили сократить ставку Криса. Но ему предложили выбор: поработать еще месяц на полной ставке или два месяца на неполной. Еще ему сказали, что возьмут обратно, как только ситуация изменится к лучшему. Вдобавок начальник Криса пообещал свести его с полезными людьми.

Хотя Крис потерял работу, он не в обиде на компанию. Руководитель отдал ему должное, спросив совета, предложив Крису самому выбрать условия увольнения и оставив для него дверь открытой на будущее, учел его потребность в независимости и помог ему с деловыми связями. Помня о пяти основных эмоциональных потребностях людей, вы владеете низкозатратным и весьма эффективным методом воздействия на них. Создавая и поддерживая у себя в организации дружескую атмосферу, вы тем самым гарантируете себе, что ваши дела будут идти все лучше в благополучные времена, а неблагополучные вы легко переживете.