О пользе самопознания | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

О
пользе самопознания

Руководитель должен изучить и понять себя

Автор: Елена Евграфова

О пользе самопознания

читайте также

Предсказать непредсказуемое

Этнографические исследования — ключ к стратегии

Андерсон Кен

Душевное увольнение

Марина Иванющенкова

Правильный выбор клиента — залог успеха

Саймонс Роберт

В книге академика Евгения Фейнберга «Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке» упоминается интересный эксперимент. Мышей впускали в игрушечный домик с двумя комнатками: в одной лежали сало, сыр и прочие деликатесы, а в другой — бесполезные деревянные чурки разных форм и расцветок. Большинство сразу бросалось к еде, и только примерно десять зверьков из ста, пренебрегая пищей, начинали исследовать незнакомые предметы — переворачивали их, обнюхивали, облизывали. Этих мышек ученые потом тщательно изучали. Оказалось, что они существенно отличаются от остальной группы по своим физическим и психическим характеристикам: «исследователи» смелее и дружелюбнее остальных мышей, иммунитет у них лучше и живут они дольше.

Можно сколько угодно насмехаться над психологией, считать ее лженаукой, но неразумно игнорировать тот факт, что черты характера индивида образуют систему, в которой одни качества определяют другие. Какие-то из них врожденные, и ничего с ними не поделаешь — натура такая; какие-то — приобретенные и, скорее всего, могут меняться. Важно то, что от личностных особенностей зависят поступки и решения человека, в том числе профессиональные.

Однажды я поделилась с подругой, известным психологом, своими мыслями по поводу бизнесмена N. Этот хорошо эрудированный и блестяще образованный человек всегда высказывается умно и интересно, но никогда в его суждениях не бывает ничего по-настоящему оригинального, своеобразного. Ответ

психолога прозвучал для меня неожиданно. Господин N не способен на самобытные мысли, сказала она, потому что он — глубокий невротик, человек, внутренне несвободный, скованный страхом оказаться в нелепом положении, чересчур сосредоточенный на выстраивании всевозможных психологических защит, доказательств собственной личностной и интеллектуальной состоятельности. В статье «Легко ли быть самозванцем» профессор INSEAD, психоаналитик Манфред Кетс де Врис показывает, как низкая самооценка руководителя может сказаться на его карьере и бизнесе всей компании. А «Ловушки сознания» Джона Хэммонда, Ралфа Кини и Говарда Райффа раскрывают психологические стереотипы, влияющие на качество решений, которые принимают лидеры.

Все это лишний раз подтверждает мысль о том, что руководитель должен изучить и понять самоё себя, свои сильные и слабые стороны, разобраться с внутренними комплексами и химерами. Все более или менее успешные руководители уже овладели теми навыками и умениями, которыми лидеру владеть положено, и, значит, только личностные качества могут стать их конкурентным преимуществом.