Беседа с Робертом Моррисом о книгах по бизнесу | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Беседа с Робертом Моррисом о книгах
по бизнесу

Увидел, прочитал, оценил

Автор: Бьюканан Ли

Беседа с Робертом Моррисом о книгах по бизнесу

читайте также

Притча о собаке и оленях

Женский вклад: на что влияет гендерный состав руководства

Борис Локшин,  Коринн Пост,  Кристоф Бун

Индивидуальность мотивации

Дмитрий Жуков

Почему в бизнесе выживают только параноики

Александр Лазуткин

Если вы покупаете книги по менеджменту через Интернет, то наверняка вам известно имя Роберта Морриса, консультанта по менеджменту с опытом работы в разных сферах — бизнесе, образовании и правительстве. Моррис — один из десяти ведущих рецензентов Amazon и один из немногих, кто делает в компании обзоры только деловой литературы. Моррис прочитал больше 1500 книг по менеджменту, из них 900 удостоились его рецензии на Amazon и других сайтах.

Как вы выбираете книги для рецензий?

Лучшие авторы задают серьезные вопросы и отвечают на них основательным исследованием. Джим Коллинз хочет понять, как хорошей компании стать лучшей, а Джейсон Дженнингс — что общего у ведущих американских компаний. Кроме того, для меня важно, какие компании учитывались в исследовании.

Вы прочитали множество книг. Не кажется ли вам, что в таком потоке информации легко утонуть?

Наверное, вы правы. Но книги — как отдельные кусочки общей картины, и я люблю рассматривать ее. Скажем, Джек Уэлч объясняет, почему ему нравятся небольшие компании: в них быстрее идет обмен информацией, они быстрее развиваются, руководители там «ближе к народу» и т. д. А потом я читаю «Влияние е-мифа» Майкла Гербера (Michael Gerber. E-Myth Mastery). Там утверждается, что из миллиона малых предприятий, созданных в США в 2005 году, 80% исчезнут в течение пяти, а 96% — десяти лет. Оба автора дают мне пищу для размышлений. Благодаря им я начинаю видеть преимущества малого бизнеса.

Не стали ли вы критически воспринимать новые идеи, ведь часто они оказываются пшиком?

Я действительно стал осторожнее относиться к экстравагантным теориям, но не потому, что они спорны, а потому, что редко подтверждаются исследованиями. Ну и не забывайте, что часто в первых публикациях даже самые плодотворные идеи предстают в сыром виде. К примеру, книга Майкла Хаммера «Перестраивая корпорацию» (Michael Hammer. Reengineering the Corporation) вышла уже несколько лет назад, а он до сих пор исправляет нестыковки и разъясняет основные положения своей теории.

Благодаря некоторым идеям (экономическая прибыль, самообучающаяся организация, сбалансированная система оценки и т. д.) появились целые отрасли, которые совершенствуют оригинальные теории.

Как извлечь максимум из книги по бизнесу?

Для меня оглавление — своего рода путеводитель по исследованию. Обратите внимание на названия глав: каким вопросам они посвящены? Убедитесь, что ответы на эти вопросы есть. К примеру, когда я читал книгу Клейтона Кристенсена, Скотта Энтони и Эрика Рота «Что дальше?» (Clayton Christensen, Scott Anthony, Eric Roth. Seeing What’s Next), то составил себе путеводитель, задавая разные вопросы: какие признаки свидетельствуют о переменах? как оценить конкурентов? какие нерыночные силы влияют на инновацию?

Назовите, пожалуйста, свои любимые книги по менеджменту.

Некоторые книги стали для меня откровением. К примеру, анализ «пропасти между знаниями и делом», проведенный Джеффри Пфеффером и Робертом Саттоном, труд Малколма Гладуэлла об интуитивном принятии решений и описание вирусного маркетинга Эмануэля Роузена. Другие — классика, которую я перечитываю каждый год: «Инструменты достижений» Джоэла Мокира (Joel Mokyr. The Lever of Reaches), «Структура научных революций» Томаса Куна (Thomas Kuhn. The Structure of Scientific Revolutions), «О менеджменте как профессии» Питера Друкера (Peter Drucker. On the Profession of Management), «Двигатели созидания» Эрика Дрекс-лера (Eric Drexler. Engines of Creation) и «Держаться за реальность» Алберта Боргманна (Albert Borgmann. Holding on to Reality). Я советую корпоративным лидерам прочитать «Илиаду» и «Одиссею»Гомера, «Антигону» Софокла, Новый завет, Первое и Второе послания святого Павла к коринфянам, «Юлия Цезаря» Шекспира, автобиографию Бенджамина Франклина, «Уолден, или Жизнь в лесу» Торо, «Убить пересмешника» Харпер Ли, «Смерть коммивояжера» и «Суровое испытание» Миллера и «Пробужденное сердце» Уайта. Все эти книги могут изменить вашу жизнь!