Вся правда о лидерстве Стива Джобса

Вся правда о лидерстве Стива Джобса
|5 мая 2012| Уолтер Айзексон

История его жизни — чисто героический миф: в 1976 году в гараже родителей создал компанию Apple, в 1985-м был из нее изгнан, а в 1997 году вернулся и спас свое детище, бывшее на грани банкротства. Стив Джобс умер в октябре 2011 года. Он успел сделать Apple самой дорогой компанией в мире, попутно преобразовав семь отраслей: персональные компьютеры, анимационные фильмы, музыкальные записи, телефоны, планшетные компьютеры и цифровое издательство. Тем самым основатель Apple вошел в пантеон величайших американских новаторов наряду с Томасом Эдисоном, Генри Фордом и Уолтом Диснеем. Никто из них не был святым, но, даже когда забудут их самих, история сохранит память о том, как они раздвинули границы технологий и бизнеса. После выхода биографии Джобса несметное число читателей пыталось найти в ней уроки для руководителей. Некоторые смотрели глубоко, но мне кажется, что большинство (особенно из тех, кто сам не занимался предпринимательством) видело в основном недостатки его характера. По моему мнению, квинтэссенция Джобса — в том, что сама его личность определила стиль ведения бизнеса. Он действовал так, будто стандартные правила на него не распространяются, а свойственные ему в повседневной жизни страсть, энергию и эмоциональность переносил на создаваемые продукты. Его резкость и нетерпеливость проистекали из стремления к совершенству.

В одну из последних наших встреч, когда большая часть книги уже была написана, я в очередной раз спросил его о жесткости в общении с окружающими. «А вы посмотрите на результаты, — ответил он. — Все, с кем я работаю, очень умные люди, и любой из них, если бы чувствовал обиду, мог уйти и занять ключевой пост в другой компании. Но они остаются». Затем он задумался и сказал чуть ли не с тоской в голосе: «И мы вместе сделали удивительные вещи». И действительно, за прошедшие годы Apple выпустила больше хитов, чем любая другая новаторская компания: вспомним iMac, iPod, iPod nano, iTunes Store, Apple Stores, MacBook, iPhone, iPad, App Store, OS X Lion, не говоря уже о всех фильмах студии Pixar. А когда Джобс боролся со смертельной болезнью, рядом с ним были по-настоящему преданные коллеги, которых он вдохновлял на протяжении многих лет, любящие жена, сестра и четверо детей. Поэтому, мне думается, что, если мы хотим чему-то у Стива Джобса научиться, нужно не забывать, что ему удалось. Как-то я задал ему вопрос о том, что он считает своим самым главным творением, ожидая услышать в ответ: iPad или Macintosh. Но он сказал: компания Apple. Создать фирму, способную функционировать так долго, было сложнее и одновременно важнее, чем придумать какой-нибудь суперпродукт. Как он это сделал? В бизнес-школах искать ответ на этот вопрос будут еще сто лет. Но вот что я считаю его главными ключами к успеху.

Не распыляйтесь

Когда в 1997-м Джобс вернулся в Apple, компания производила разрозненную линейку компьютеров, включая с десяток разных версий Macintosh, и кучу периферийных устройств. После нескольких недель рабочих совещаний у него кончилось терпение, и он воскликнул: «Хватит! Это бред!» Схватив маркер, он бросился к доске и нарисовал таблицу из двух столбцов и двух строк и объявил: «Вот, что нам нужно». Над столбцами он подписал: «пользовательский» и «профессиональный», а у строк — «настольный» и «портативный». Наша работа — заявил он команде — сосредоточиться на четырех супер­продуктах, по одному для каждой ячейки. От всех остальных надо отказаться. Все присут­ствующие ошеломленно молчали. Но, заставив компанию не распыляться и сосредоточиться на четырех компьютерах, он спас ее от краха. «Решить, чего не делать, столь же важно, как что делать, — сказал мне Джобс. — Это правило действует и для компании в целом, и для отдельных продуктов». Поправив дела Apple, Джобс стал собирать сотню лучших сотрудников на ежегодные выездные семинары. В последний день он вставал перед маркерной доской (она помогает сосредоточиться, создавая контролируемое пространство), и спрашивал: «Какие десять вещей будем делать дальше?». Все начинали спорить, стараясь, чтобы их предложения вошли в список. Джобс записывал их, потом вычеркивал те, что казались ему ерундой. После напряженных споров получался список из десяти. А потом Джобс отчеркивал нижние семь и заявлял: «Мы можем взяться только за первую тройку». Ему была свойственна сосредоточенность, которую он оттачивал, практикуя дзен-буддизм. Он безжалостно игнорировал все, что отвлекало внимание от главного. Коллеги и родственники порой выходили из себя, пытаясь заставить его заняться вещами, которые им казались важными, например юридическими или медицинскими проблемами. В ответ он лишь смотрел холодным взглядом и отказывался. Уже смертельно больного Джобса пришел навестить Ларри Пейдж, который тогда собирался вновь возглавить основанную им Google. Несмотря на известную вражду компаний, Джобс был готов помочь советом: «Из всего, что я тогда сказал ему, главным было — не распыляться, — вспоминал он. — Подумай, какой хочет стать Google в будущем. Сейчас там столько всего намешано. На каких пяти продуктах ты хочешь сосредоточиться? От остальных нужно отказаться, потому что они тянут компанию вниз. Превращают ее в Microsoft. Из-за них вы делаете что-то приемлемое, но не более того». Пейдж последовал этому совету. В январе 2012 года он сказал сотрудникам, чтобы они сосредоточились всего на нескольких приоритетных продуктах, как-то: Android и Google+ — и сделали их «красивыми». Так поступил бы Джобс.

Упрощайте

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/karera/lichnye-kachestva-i-navyki/a11261

2012-05-05T04:00:00.000+04:00

Thu, 03 Oct 2019 14:19:49 GMT

Вся правда о лидерстве Стива Джобса

Биограф Уолтер Айзексон о шести принципах лидерства Стива Джобса

Карьера / Личные качества и навыки

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2018/2s/wq101/original-16eq.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия