Поделитесь харизмой | Harvard Business Review Russia
Личные качества и навыки

Поделитесь харизмой

Гусинская Ирина
Поделитесь харизмой

Классическое определение харизмы дал немецкий социолог Макс Вебер: «Харизмой называется необычное качество личности, благодаря которому ее оценивают как одаренную сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям». В переводе с греческого харизма и вовсе означает «дар богов». Впору счесть обладателя харизмы сверхчеловеком, способным производить на окружающих столь сильное впечатление, что они готовы следовать за ним хоть на край света.

Оливия Фокс Кабейн, коуч-консультант, приглашенный лектор Стэнфорда, Йеля и Гарварда, в своей книге «The Charisma Myth: How Anyone Can Master the Art and Science of Personal Magnetism» (Миф о харизме: Как каждый может овладеть искусством и наукой личной притягательности) спорит с общепринятым мнением о врожденности обаяния и, более того, берется доказать, что харизма — такой же социальный навык, как, например, умение конструктивно реагировать на критику. По ее мнению, любой человек может стать харизматиком — разумеется, если захочет.

Кабейн убеждена: будь харизма врожденным свойством, люди излучали бы ее на протяжении всей жизни, постоянно и непрерывно чаруя окружающих, — а это не так. Возьмем классический пример: как-то Мэрилин Монро поспорила, что сможет незамеченной пройти по вокзалу в разгар дня — и выиграла спор. Никто не обращал на нее внимания, пока она, по словам очевидцев, не «взбила локоны, расправила плечи, пошла своей знаменитой походкой и улыбнулась» — и люди сразу же ее узнали. Если бы харизма была неотъемлемым качеством, никто не смог бы так легко ее «включать» и «выключать». Если сравнить записи ранних выступлений Стива Джобса с последними, видно, что известный харизматик немало потрудился, чтобы научиться очаровывать аудиторию.

Обаяние — это не более чем сово­купность невербальных сигналов и действий, поэтому-то уровень харизматичности изменчив: он зависит от состояния и самоощущения человека. В один момент вы чувствуете себя хозяином ситуации, а в другой — засомневались и растеряли уверенность. Эти колебания сразу же отразятся в мимике и жестах, и со­беседники их почувствуют.

Автор книги делит харизму на три составляющие: присутствие (presence), силу (power) и теплоту (warmth). С «присутствием» все понятно: это умение жить здесь и сейчас, не уносясь мысленно в будущее и не погружаясь в прошлое. В контексте межличностных отношений присутствие нужно, чтобы собеседник чувствовал, что он вам интересен и в этот момент для вас нет ничего важнее, чем выслушать и понять его. Главное, не сколько времени вы ему уделите, а качество нашего слушания.

Второй компонент харизмы — сила. Кабейн понимает ее как способность влиять на мир вокруг себя, своими действиями или опосредованно — через окружающих, деньги, опыт, авторитет, физические данные или социальный статус.

И третья составляющая — теплота, доброжелательность. Два последних компонента в основном проявляются невербально — в манере одеваться, держаться, говорить и т.п. Лаборатория Массачусетского технологического института провела эксперимент, доказывающий, что можно предсказать исход переговоров с точностью до 87%, анализируя только мимику, жесты и позу собеседников и не слыша слов. Мы не можем полностью контролировать свое невербальное поведение, но оно отражает наше внутреннее, ментальное состояние, которое мы контролировать можем и даже должны — особенно если хотим произвести впечатление на собеседника. Неуверенность в своих силах, неудовлетворенность от сравнения себя с другими, самоедство и прочие дискомфортные состояния напрямую влияют на психологический настрой, а значит, и на посылаемые нами невербальные сигналы, и на восприятие нас окружающими.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать