Как сделать крутую презентацию

Как сделать крутую презентацию

|6 августа 2013|Крис Андерсон

Чуть больше года назад мы с коллегами были в Кении и познакомились в Найроби с Ричардом Турере — двенадцатилетним мальчиком из племени масаи. Ричард рассказал нам потрясающую историю. Его семья пасет скот у границы огромного национального парка и поэтому вынуждена защищать стадо от нападения львов, особенно по ночам. Ричард заметил, что свет неподвижных фонарей не отпугивает хищников, но, если ходить по полю с факелом, львы боятся приближаться. Ричард с ранних лет интересовался электроникой и самостоятельно постигал азы этой науки — например, копаясь в родительском радиоприемнике. Полученные знания пригодились ему в деле: с помощью солнечных батарей, автомобильного аккумулятора и блока индикаторов от мотоцикла он собрал систему фонарей, которые включаются и выключаются по очереди и за счет этого создают иллюзию движения. По задумке Ричарда, это должно было испугать львов. После установки фонарей набеги действительно прекратились. Вскоре такие «лампы от львов» разошлись по всей Кении.

Эта вдохновляющая история заслуживала распространения, и наша конференция могла обес­печить ей широкую аудиторию. Однако Ричард казался неподходящим кандидатом для выступления на TED. Он был болезненно застенчив. Его английский хромал. Пытаясь описать свое изобретение, он постоянно сбивался. И, честно говоря, трудно было представить себе ребенка перед аудиторией из 1400 человек, привыкших слушать таких блестящих ораторов, как Билл Гейтс, сэр Кен Робинсон и Джилл Болт Тейлор.

Но история Ричарда была настолько удивительной, что мы все-таки пригласили его выступить. Несколько месяцев, остававшихся до конференции 2013 года, мы помогали ему структурировать рассказ — решали, с чего начать и в какой последовательности излагать факты, чтобы повествование было связанным и логичным. Благодаря своему ­изобретению Ричард получил стипендию в одной из лучших кенийских школ — там у него была возможность репетировать перед живой аудиторией. В результате он поверил в себя настолько, что его индивидуальность засверкала яркими красками. Когда Ричард выступал на TED в Лонг-Бич, был видно, что он волнуется, но это только придавало ему убедительности — люди ловили каждое его слово. Он почувст­вовал себя уверенно, и каждый раз, когда он улыбался, аудитория просто таяла. Едва он закончил, публика разразилась бурными продолжительными овациями.

За тридцать лет, прошедших с первой конференции TED, кто у нас только не выступал — вся гамма ораторов, от политиков, музыкантов и телезвезд, непринужденно чувст­вующих себя перед аудиторией, до преподавателей, ученых и писателей, которые нередко испытывали на сцене дискомфорт. И все эти годы мы работаем над методикой, которая помогала бы неопытным докладчикам выстраивать, репетировать и произносить интересную и приятную для слуха речь. Подготовка к выступлению обычно начинается за шесть-девять месяцев до мероприятия и состоит из нескольких циклов: составление и редактирование текста, многочисленные репетиции и дальнейшая бесконечная шлифовка. Мы постоянно корректируем свою методику — ведь искусство публичных выступлений не ­стоит на месте. Но, судя по реакции общества, наш метод и так работает хорошо: с 2006 года, когда мы начали выкладывать в сеть доклады на конференциях TED, число просмотров превысило миллиард.

Как показывает опыт, искусству публичного выступления вполне можно обучить. Всего за несколько часов можно до неузнаваемости преобразить как содержание, так и стиль презентации: из сумбура рождается «музыка». Поскольку моя команда специализируется на коротком формате — не больше 18 минут на выступление, наша методика наверняка пригодится и другим докладчикам, будь то генеральный директор, представляющий компанию перед IPO, бренд-менеджер, рассказывающий о новом продукте, или молодой предприниматель, завлекающий инвесторов.

Структурируйте рассказ

Без хорошей темы не бывает хорошего выступления. Самая важная часть подготовки — выработка концепции и структурирование рассказа.

Люди любят слушать ­истории — это известно всем. Какими только метафорами не описывают ­увлекательные рассказы! Лично я предпочитаю образ странствия: захватывающее повествование словно зовет слушателей за собой в незабываемое путешествие. Удачное выступление — это маленькое чудо: выслушав его, люди по-новому смотрят на мир.

Если для вас выступление — это странствие, самое важное — решить, где его начать и где закончить. Чтобы найти верное начало, подумайте, что известно слушателям о предмете вашего рассказа и насколько он им вообще интересен. Если вы переоцените их информированность и заинтересованность или начнете козырять профессиональными терминами, аудитория от вас ­отвернется. Лучшие докладчики быстро представляют тему, объясняют, чем она их так увлекает, и убеждают присутствующих в том, что им без этих знаний тоже не обойтись.

Делая первые наброски доклада, люди обычно допускают большую ошибку — пытаются объять необъятное. Невозможно втиснуть всю свою профессиональную биографию в одну презентацию. Если вы пытаетесь рассказать все, что знаете, у вас не останется времени на ключевые детали и суть выступления утонет в абстракциях, понятных только тем, кто хорошо знаком с темой. Чтобы облечь идеи плотью, нужны конкретные примеры. Так что говорите только о том, что можно объяснить и проиллюстрировать ­примерами, — и все это не выходя за рамки отведенного времени. Наша главная задача на этом этапе — удержать докладчика от стремления растечься мыслью по древу. Лучше не растекаться, а углубляться. Давайте больше подробностей. Не рассказывайте про всю вашу науку — расскажите про ваш собственный вклад в нее.

Не менее опасно желание все тщательно разжевать и объяснить. Тут рецепт другой: помните, что перед вами сидят умные люди. Позвольте им самим обдумать услышанное и сделать выводы.

Многие из лучших выступлений, которые я слышал, по структуре напоминали детектив. Сначала оратор формулирует проблему, затем описывает поиск решения. В какой-то момент публику осеняет, и она начинает все воспринимать по-новому.

Если презентация не удалась, причина почти всегда в докладчике: он либо плохо структурировал речь, либо неверно оценил заинтересованность аудитории, либо не сумел рассказать историю. Даже если тема важна, бессистемное жонглирование словами всегда оставляет у ­слушателей чувство глубокой не­удовлетворенности. Они не услышали развивающейся истории и ничему не научились.

Недавно на одной конференции по энергетике я слушал двух людей, выступавших один за другим, — мэра и бывшего губернатора. Речь мэра фактически состояла из перечисления проектов, осуществленных в его городе. Казалось, будто он хвастается, отчитывается в проделанной работе или готовится к перевыборам. Аудитория быстро заскучала. Губернатор в своем выступлении не стала перечислять достижения — вместо этого она поделилась идеей. Да, она рассказала несколько историй из губернаторской жизни — но центральное место в ее речи занимала идея, а истории носили поясняющий или иллюстрирующий характер (и еще — развлекательный). Ее презентация была гораздо интереснее. Все выглядело так, будто мэр хочет показать публике, какой он крутой, а губернатор — представить людям захватывающую идею, от которой могут выиграть абсолютно все.

Запомните общее правило: редко кто любит слушать про организации и учреждения (разве что их сотрудники). Идеи и истории нас увлекают; организации — наводят тоску: ими гораздо труднее увлечься. (Бизнесмены, вас это особенно касается! Не хвастайтесь вашей компанией, лучше расскажите нам о проблеме, с которой боретесь.)

Решите, как произносить речь

Когда вы закончили с текстом, самое время сосредоточиться на собственно выступлении. У вас есть три варианта. Можете читать по бумажке или с экрана телесуфлера. Можете составить план и по пунктам перечислить все, о чем собираетесь сказать в каждой части доклада. И можете выучить речь наизусть, чтобы, как говорится, от зубов отскакивало.

Мой совет: не читайте по бумажке и не пользуйтесь телесуфлером. Это отдаляет вас от аудитории — люди рано или поздно поймут, что вы не говорите с ними, а читаете. А как только это произойдет, они по-другому будут воспринимать ваше выступление. Возникшая между вами личная связь улетучится, и отношения с публикой станут гораздо более формальными. Как правило, мы запрещаем зачитывать текст, хотя несколько лет назад сделали исключение для человека, который на этом настаивал. Мы установили экран в дальнем конце аудитории в надежде, что слушатели его не заметят. Поначалу речь докладчика звучала естественно. Но вскоре лектор зажался, и по аудитории пробежала волна недовольства — люди поняли: «Да он же читает!». Текст был великолепен, но само выступление получило низкий рейтинг.

Многие из наших лучших и самых популярных лекторов заучили свои доклады слово в слово. Если вы делаете важную презентацию и у вас хватает времени, выучите текст. Но помните: это потребует серьезных усилий. Среди ораторов, которые больше всего запомнились нашим зрителям, была Джилл Болт Тейлор, исследователь работы мозга, перенесшая инсульт. Она рассказывала о том, что узнала за те восемь лет, которые ушли у нее на восстановление. Написав текст и потратив много часов на репетиции перед зеркалом, она десятки раз отрабатывала свое выступление на публике.

Естественно, не всякая презентация стоит таких затрат времени. Но если вы все же решите зазубрить речь, учтите, что обучение — процесс неравномерный. Большинство людей рано или поздно достигают некоего промежуточного состояния, при котором текст выучен недостаточно хорошо. Если человек выступает, не преодолев этого состояния, слушатели это чувствуют. Слова звучат как декламация, возникают мучительные паузы, во время которых докладчик замирает, глядя в пространство, словно актер, забывший роль. Все это создает дистанцию между выступающим и аудиторией.

К счастью, преодолеть это состояние легко. Нужно лишь репетировать столько, сколько потребуется, чтобы слова лились сами собой. А затем — сосредоточиться на подаче текста, с тем чтобы он звучал осмысленно. Не волнуйтесь, у вас обязательно получится.

Но если у вас нет времени на то, чтобы как следует выучить речь, забудьте о зубрежке. Запишите план выступления на карточках. Если вы знаете, что хотите сказать по каждому пункту, все будет в порядке. Сосредоточьтесь на запоминании переходов от одного пункта к другому.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/karera/lichnye-kachestva-i-navyki/a12411

2013-08-06T04:00:00.000+04:00

Tue, 22 Jan 2019 12:06:56 GMT

Как сделать крутую презентацию

Уроки TED

Карьера / Личные качества и навыки

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/m/w2xbq/original-15kt.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия