Очень важная привычка | Harvard Business Review Russia
Личные качества и навыки

Очень важная привычка

Елена Евграфова
Очень важная привычка

Все знают, как похудеть, — меньше есть и больше двигаться. Все знают, как оздоровить бизнес, — меньше тратить и больше зарабатывать. Дальше — нюансы, частности и детали, в которых дьявол. Как есть поменьше, если хочется побольше? На чем экономить можно, а на чем категорически нельзя? И как продавать, если покупать никто не хочет? Вопросов много, ответы нам не нравятся. Спрос рождает предложение, и каждый год пишется множество новых книг с советами, в которых все то же самое, но под новым соусом. Нам нужны не ответы на вопросы — мы их знаем, — нам нужно вдохновение, чтобы снова ринуться в бой.

Вернемся к еде. Во всем развитом мире уже десятки лет упорно борются с перееданием и ожирением, постоянно изобретая новые подходы, методики, рекомендации. Но самыми стройными нациями по-прежнему остаются те, которые не признают диет и исповедуют культ еды, — Франция, Италия, Япония. В одной книге недавно я прочитала об исследовании, во время которого ученые сравнивали поведение толстых и худых в кафе самообслуживания. Стройные тщательно выбирали, что бы положить на тарелку, их порции были небольшими и аккуратными, за столиками они устраивались поудобнее, немного медлили, любуясь видом еды, и приступали, отдавая должное ее вкусу. Упитанные же наваливали себе на тарелку всякой всячины, почти без разбора, ели торопливо, время от времени поглядывая в сторону стола с закусками, словно примеряясь, чего бы еще прихватить.

Привычка концентрироваться на том, что вы в данный момент делаете, стоит многих навыков и знаний, не важно, чем вы управляете — своими порывами и эмоциями или другими людьми. Допустим, нужно «пропесочить» подчиненного. Один вариант — вы наваливаете в «тарелку» претензий все, что попало под руку, говорите привычные слова, отвлекаетесь на звонки и случайных посетителей. И второй — вы начинаете с серьезного обдумывания ситуации, своих претензий, цели разговора, прогнозируете реакцию собеседника, тщательно и осмысленно выбираете слова. А потом приступаете с чувством, с толком, с расстановкой, сосредоточив внимание на человеке и разговоре с ним. Даже если вы вообще ничего не слышали об активном слушании и правилах критики, результат будет лучше, чем, если вы все сделаете на автопилоте, по модной методике и постоянно поглядывая на какой-нибудь «стол с закусками».

Самый полезный управленческий навык заключается в том, чтобы осознанно подходить к тому, что делаешь. Разумеется, действуя автоматически, мы экономим силы, но не всегда экономия — это самое важное, кроме того, время от времени стоит проверять те автоматические настройки, которые нами руководят, возможно, они давно устарели.

советуем прочитать
советуем прочитать
Почему игры не помогут Netflix
Кристофер Локхед,  Николас Коул,  Эдди Юн