Венчурные капиталисты: что для них важно на самом деле | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Венчурные капиталисты: что для них важно на
самом деле

Какие качества в стартапере ценятся выше, чем его увлеченность собственной идеей

Венчурные капиталисты: что для них важно на самом деле

читайте также

Это может только гендиректор

Лафли Алан

Хватит контролировать действия своих бывших сотрудников

Джеймс Бессен

Четыре совета по улучшению офисного пространства

Салли Августин

Новая антихрупкость

Антонина Иванова

Прежде чем поступить в докторантуру, Лакшми Балачандра несколько лет работала на две фирмы венчурного капитала. Нередко у нее возникало недоумение, и вот почему. Получив и прочитав бизнес-план предпринимателя, инвесторы часто выражали интерес, который усиливался после проведения анализа отрасли. Они приглашали стартапера на официальную встречу… но в процессе полностью теряли интерес к инвестициям в его проект. Отчего же предложение, выглядевшее столь многообещающим на бумаге, стало бесперспективным, стоило автору представить его? «Этот вопрос и побудил меня заняться наукой, — утверждает Лакшми (сегодня она доцент в Колледже Бэбсона). — Я хотела подробно разобрать механизм взаимовлияния между венчурным капиталистом и предпринимателем».

Многое вскрылось еще до начала формальных экспериментов. Большинство стартаперов полагают, что на решение инвесторов больше всего влияют конкретные цифры и логика предложения (их обычно отражают в презентации PowerPoint). На самом же деле большинство инвесторов подробно изучает проект заранее, и при личной встрече их больше волнует, как человек отвечает на вопросы, насколько четко формулирует и вообще что собой представляет. Балачандра почти 10 лет фиксировала происходящее на таких встречах и вела количественный анализ данных. Некоторые паттерны были очевидны с самого начала. Например, больше ­шансов у предпринимателей, которые расссмеялись во время презентации и у которых с инвестором есть общие друзья. Изучив процесс более подробно, исследовательнице удалось сделать четыре основных вывода.

Энтузиазм не так уж и нужен. Балачандра показала инвесторам запись 185 одноминутных презентаций с конкурса MIT Entrepreneurship Competition. Звук был выключен, и эксперты судили об энергичности подачи и настрое кандидатов только по видеоряду (влияние пола и привлекательности, а также размер рынка стартапа в эксперименте контролировали). Говорят, что стартапу нужна «страсть»: энергия, целеустремленность, верность идее… «Есть устойчивый стереотип, будто инвесторы верят в тех, кто живет своим проектом», — говорит Балачандра. Однако анализ степени энтузиазма по видео, выбранным жюри, показал обратное: инвесторы предпочли спокойных. Дополнительные исследования показали, что люди считают спокойствие качеством сильного лидера. Иными словами, умерьте энтузиазм и продемонстрируйте инвесторам холодный рассудок.

Доверие лучше компетентности. Второй эксперимент Лакшми провела с калифорнийской сетью бизнес-ангелов, которая ежемесячно встречалась со стартаперами в ходе 20-минутных презентаций. Им предложили заполнить подробный опросник о том, какова была их реакция и вызвал ли кандидат желание провести экспертизу его стартапа (второй шаг на пути к инвестициям). Результаты показали, что интерес к стартапу определяется не столько уверенностью в разумности действий основателя, сколько впечатлениями о его характере и надежности. Балачандра считает это оправданным: гендиректор, не имеющий профессиональных компетенций, например финансовых или технических, способен приобрести их или нанять нужных экспертов — но характер так просто не переделаешь. Бизнес-ангелам хочется выбрать прямого человека, чтобы не усугубить свои риски. Исследования показали, что предприниматели, излучающие надежность, повышают свои шансы на финансирование на 10%.

Очень важна обучаемость. Решения бизнес-ангелов диктует не только ожидаемая ­прибыль. Большинству из них хочется стать наставниками для неоперившихся стартаперов — и они ищут тех, кому их участие может принести пользу. В ходе эксперимента кодировались реакции людей — например, кивки и улыбки в ответ на вопросы, — указывавшие на открытость основателя к чужому мнению. Шансы дойти хотя бы до экспертизы повышались у тех, кто был отзывчив к чужому мнению.

Живость гендерных стереотипов. Лакшми почти не встречала  женщин ни среди инвесторов, ни среди предпринимателей. До сих пор 94% венчурных капиталистов — мужчины. Видеозаписи с конкурса MIT помогли пролить свет на природу этого неравенства. Кодировщики видео отмечали пол кандидата и степень проявления им классических мужских (напористость, доминирование, агрессия, ассертивность) или женских (мягкость, чувствительность, экспрессия, эмоциональность) черт. Анализ показал, что люди с преимущественно «женским» поведением реже других вызывали интерес инвесторов. «Результаты свидетельствуют о наличии некоторого предубеждения инвесторов против женственности, — комментирует Балачандра. — Они не желают иметь дело с определенным типом темперамента, поэтому, если вы слишком эмоциональны или экспрессивны, постарайтесь не показывать этого».

Бонг Коу: Предпочитаю увлеченных»

Бонг Коу получил опыт работы в традиционной калифорнийской венчурной фирме и основал три стартапа, прежде чем запустить KohFounders — инвестиционный фонд для открывающихся компаний с офисами в Чикаго и Сан-Франциско. Предлагаем вашему вниманию отредактированные выдержки из его интервью HBR о том, как он отбирает кандидатов.

Действительно ли предприниматели уделяют слишком много внимания бизнес-­идее и слишком мало — производимому ими самими впечатлению? Сто процентов. Хотя, конечно, бизнес-составляющая очень важна, и я обычно изначально, даже не встречаясь с кандидатом, отфильтровываю идеи и рынки, которые мне неинтересны. На самых ранних стадиях проекта бизнес-ангел или «предпосевной» инвестор не может знать наверняка, будет ли толк. Приходится строить догадки о существовании достаточного рынка и других аспектах предложения. Но многие из вопросов сводятся к одному: «Верю ли я в эту команду?». Если сама идея приемлема, именно этот вопрос становится основным. Мне надо понять, готов ли предприниматель рыть землю.

Исследования предполагают, что инвесторов больше привлекает не страсть и энергия, а спокойствие кандидата. Вы согласны с этим? Лично мне по душе высокая энергетика. Люди начинают бизнес либо ради денег, либо ради интереса, и я ­предпочитаю ­инвестировать в тех, кто искренне верит, что сможет утолить боль человечества.

А обучаемость, готовность к коучингу — важна ли она в предпринимателе? Заставить компанию преуспеть я не могу. Если инвестор утверждает обратное, он себе льстит. При этом мне нравятся люди, с которыми комфортно работать, которые готовы к критике. Если в ответ на нее человек уходит в глухую оборону, с ним будет трудно иметь дело.

Сложно ли оценить все эти моменты за одну презентацию? Я стараюсь не слишком задумываться, как именно кандидат преподносит проект. Знаете, есть люди, которые отлично проходят собеседование, а потом работают плохо. Так же есть и талантливые ораторы, которые потом проваливаются как бизнесмены. Я стараюсь побольше общаться с предпринимателем лично, прежде чем приму решение. Кстати, это одна из причин, по которым я мало инвестирую в районе Сан-Франциско: тут все идет слишком быстро и нет времени на личные встречи со стартаперами.