Спрашивайте! | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Спрашивайте!

Умеете ли вы задавать вопросы?

Автор: Рон Ашкеназ

читайте также

Страсть к истории

Николай Александров

Мягкая сила: что поможет молодым сотрудникам сделать головокружительную карьеру

Джеймс Рунд

Как приготовить ужин и не сойти с ума: 13 советов очень занятым родителям

Дейзи Вейдман Доулинг

Почему в период кризиса важно быть порядочным человеком

Джилл Коркиндейл

Умеете ли вы задавать вопросы? Опыт показывает, что большинство менеджеров не думают об этом. Вы не найдете пункта «умение задавать вопросы» в списке управленческих навыков, этому не учат в бизнес-школах и такого предмета там нет. Однако необходимость правильно формулировать вопросы — это важная часть работы менеджера и, возможно, стоит уделить этому навыку больше внимания.

Неудачи в деле правильного формулирования вопросов случаются у всех. К примеру, недавно я был свидетелем встречи команды проекта с высшим руководством и спонсором. Спонсор проекта явно нервничал, однако не задав необходимых вопросов, он просто отложил принятие решений до личного разговора с руководителем проекта. Конечно, руководителю в итоге удалось объяснить задумку и получить добро на ее реализацию, но целая неделя была потеряна.

И это не единичный случай. Многие руководители не знают, как проследить ход мыслительного процесса своих подчиненных, коллег или начальства и вместо этого делают предположения об их предпосылках. И если эти предположения оказываются неверны, то случаются различные казусы. В одной компании, предоставляющей финансовые услуги, например, обновление продукта было отложено на несколько месяцев из-за того, что менеджер по продукту и ИТ-менеджер имели разные представления о сроках и необходимых результатах работы. Когда наконец им помогли задать правильные вопросы, они придумали план, удовлетворяющий обоих, и быстро довели дело до конца.

Есть три области, в которых правильные вопросы могут усилить эффективность управления.

Во-первых, это умение задавать вопросы о себе. Хорошие менеджеры всегда спрашивают себя и других, что они могли бы сделать лучше или по-другому, — причем стимулируя конструктивные и откровенные ответы.

Во-вторых, умение задавать вопросы о планах и проектах. Примеры, приведенные выше, попадают в эту категорию. Необходимо сделать это таким образом, чтобы не только продвинуться в работе, но и способствовать построению отношений, помочь вовлеченным людям учиться и развиваться. Вопросы должны способствовать ускорению работы, выделению необоснованных предположений и решению проблем. Это помогает людям самим прийти к выводу, что можно сделать, чтобы улучшить планирование или проект, что приводит к ощущению причастности и способствует обучению.

И, в-третьих, умение задавать вопросы об организации. Хотя обычно это не озвучивается, но подразумевается, что руководители обязаны искать способы сделать функционирование организации более эффективным. Для этого необходимо постоянно задавать вопросы, касающиеся бизнес-процессов и структур организации: почему мы делаем это таким образом? Есть ли лучший способ? Подобные вопросы не должны провоцировать оборонительное поведение, но вести к конструктивным предложениям, и это является важным навыком для менеджеров.

Большинство из нас никогда не задумывается о том, как лучше сформулировать свои вопросы. Возможно, если уделить этому больше внимание, вы не только станете лучшим руководителем, но и поможете другим улучшить свои навыки.

Какие хорошие и плохие примеры формулирования вопросов вам встречались? Как вы оцениваете собственные успехи в этой области? Задаете ли вы сами себе правильные вопросы?