Зачем признавать свою вину? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Зачем признавать
свою вину?

Человек наступает собаке на лапу, и винит во всем животное? Кто ж так делает?

Автор: Питер Брегман

читайте также

Кирилл Никитин: почему мы не хотим платить налоги

Анна Натитник

Экономист Олег Шибанов об инвестициях и госрегулировании цен

Управляем по-взрослому

Как оставаться честным по отношению к работодателю в трудных обстоятельствах

Уитни Джонсон

Был я как-то на вечеринке в Гринвич Вилладж, в Нью-Йорке. Была толпа народу - примерно вдвое больше людей, чем могло комфортно разместиться в этом помещении. Вдобавок ко всему там была собака. Но так как это была неформальная вечеринка, мы все проводили много времени на кухне, готовили еду, прибирали, общались.

Я стоял у раковины и мыл посуду, когда вдруг услышал у себя за спиной собачий визг. Обернувшись, я увидел женщину, которая стояла и выкрикивала проклятия, и бедного пса, пулей вылетающего из кухни. Очевидно, она наступила ему на лапу или хвост.

«Смотреть надо! - кричала она вслед собаке, потом увидела, что я смотрю на нее и прибавила, - Он постоянно лезет под ноги».

Серьезно? Человек наступает собаке на лапу, и винит во всем животное? Кто ж так делает?

На самом деле, многие из нас так поступают.

Мы начинаем винить других уже в очень раннем возрасте, обычно чтобы избежать родительского гнева или наказания, но еще и для того, чтобы сохранить самоуважение и не упасть в собственных глазах. Потом такое поведение становится привычкой, и сохраняется даже во взрослом возрасте. Уверен, что вы тоже, как и я, в своей рабочей жизни встречали людей, все время показывающих пальцем на других.

Иногда это происходит на структурном уровне: отдел продаж винит в своих неудачах низкое качество продукции, а разработчики продукта обвиняют неэффективных менеджеров по продажам или неряшливость производителей. Обвинять отдел или товар кажется более безопасным, чем винить человека, поскольку это не такой личный жест, и даже может сойти за попытку поратовать за какое-то организационное улучшение, и не воспринимается однозначно как стремление оправдать себя. Но в любом случае такое поведение контрпродуктивно, и рано или поздно маски будут сорваны.

Несколько лет назад у меня были переговоры с руководителями одной крупной биржи. Они не могли определиться с целями на следующий год. Генеральный директор, в подчинении которого были все присутствующие, на переговоры не приехал.

Я спросил их, в чем проблема, что им мешает. Они единодушно ответили: «Нам нужны указания вышестоящего начальства».

«Неужели?» - я был в шоке. «Оглянитесь, - сказал я, немного повысив голос, - вся организация ждет указаний от вас! Вы и есть вышестоящее начальство».

«Нет, - ответил глава одного из подразделений, качая головой, - генерального-то сейчас нет».

Я резко возразил: «Вы обвиняете гендиректора? Вы ждете, пока он вам скажет, что вы должны делать? На вашем-то уровне? Вы вообще серьезно?»

Воцарилась неуклюжая тишина. А потом мы начали работать над компанией и постепенно повернули ее работу в более продуктивное русло.

Обвинять других – неудачная стратегия. Не просто потому, что все видят вас насквозь. И не исключительно потому, что это нечестно. И не только потому, что это разрушает отношения. И даже не потому, что вместо того, чтобы укрепить нашу самооценку, это ее в реальности понижает. Есть гораздо более существенная причина, почему винить других – плохая идея: обвинения делают невозможным обучение.

Если в чем-то не ваше вина – у вас нету причины делать это что-то иначе. То есть, это означает, что с большой долей вероятности, вы будете повторять ту же ошибку в будущем. А потом будете снова кого-то винить. Это заколдованный круг, который почти всегда заканчивается плачевно.

Недавно я работал с одним генеральным директором, который уволил Билла*, одного из своих менеджеров верхнего звена. Уволил он Билла не за низкие результаты. Он уволил его за то, что тот винил в своих низких результатах кого и что угодно, кроме себя самого. Единственное, чего хотел от Билла его босс – осознание ошибок, которые он делал. Но Билл продолжал отрицать свою роль в допущенных ошибках и низких результатах.

Уволить Билла было правильным решением. Если Билл не мог признать своих ошибок, где гарантия того, что он не сделает тех же ошибок завтра и послезавтра? Вы бы доверили Биллу распоряжаться вашими деньгами?

К счастью, у этой проблемы есть простое решение: берите на себя вину за все, к чему вы имеете хоть малейшее отношение.

Это решение трансформирует все негативные последствия перекладывания вины на других – в позитивные. Это укрепляет отношения, повышает доверие к вам, делает и вас самих и людей вокруг вас счастливыми, усиливает открытость и прозрачность, повышает вашу самооценку, стимулирует обучение, и решает множество проблем. Если я когда-нибудь видел что-то, похожее на панацею, то это именно тот случай.

Вопреки тому, что вы, вероятно, сейчас чувствуете, взятие вины на себя – это могущественный шаг, усиливающий ваши позиции, а не ослабляющий их. Главным образом потому, что когда вы берете на себя ответственность за что-то, вы действительно можете что-то изменить, а это придает вам силы.

А еще потому, что для признания вины нужно мужество, что также показывает вашу силу. Это немедленно заставит замолчать любого, кто захочет обвинить вас – какой в этом смысл, если вы уже взяли вину на себя? Теперь разговор в стиле «ты сам виноват» - исключен. Теперь вы можете сосредоточиться на решении проблем.

Защищаясь от обвинений вы выглядите скользким. Беря на себя ответственность, вы выглядите достойным доверия. Вам может показаться, что вы рискуете, потому что другие увидят вашу уязвимость и воспользуются этим. Но обычно ничего подобного не случается.

Я занимался разработкой стратегии в компании по высоким технологиям. С генеральным директором и его командой мы пытались анализировали некоторые неудовлетворительные показатели предыдущего квартала. Один за другим, каждый руководитель пытался доказать, что он или она, по большому счету, не несет ответственности за проблемы, и указывали на других, кто в той или иной степени виноват.

Тогда Дэйв, глава отдела продаж, взял слово. Он перечислил целый список ошибок, за которые он лично чувствовал свою вину, и сказал, что именно он собирается делать по-другому в будущем.

Его коллеги не стали накидываться на него. На самом деле, произошло нечто обратное. Они начали приводить доводы в его защиту, доказывая, что не вся вина лежит на нем. Один за другим, они стали признавать свою ответственность и свою роль в проблемах, стоящих перед компанией.

Признание вины служит примером. Когда вы признаете свою вину, остальные чувствуют смущение, что не признали свою. А когда они видят, что ничего страшного с вами не случилось, они обретают решимость рискнуть и самим.

Но даже если они не последуют вашему примеру, лично вы сможете в будущем избежать прошлых ошибок, а именно это и есть ключ к успеху.

Признав свою вину, Дэйв не только изменил ход совещания, - как оказалось, он изменил весь ход развития компании. А еще его повысили в должности.

Правда, есть в этом одна тонкость. Чтобы признать свою вину, вы должны быть уверены в себе и своих способностях. Только внетренне сильный человек может принять факт провала. Вам нужно достаточно самоуважения, чтобы верить, что вы можете учиться на своих ошибках, и рано или поздно, придете к успеху. Вы должны принять неудачу как часть жизни, а не как окончательный приговор вам как человеку.

Другими словами, всякий может случайно наступить собаке на хвост. Так бывает. Просто не перекладывайте вину на собаку.

* Имена изменены.