Как объяснить ваши карьерные виражи | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как объяснить ваши
карьерные виражи

Перемены карьеры часто трудно объяснить. Неважно, переходите ли вы из одного отдела в другой, оставаясь в своей компании, или с чистого листа начинаете новую карьеру в совершенно новой для себя области

Автор: Дори Кларк

читайте также

Экономика: настала ли пора менять парадигму?

Джастин Фокс

Десять лет без права на развитие

Ирина Пешкова

Нанимайте тех, кто с вами не согласен

Джон Балдони

Советы тем, кто страдает от перфекционизма

Элис Бойес

Перемены карьеры часто трудно объяснить. Неважно, переходите ли вы из одного отдела в другой, оставаясь в своей компании, или с чистого листа начинаете новую карьеру в совершенно новой для себя области. В любом случае вы, скорее всего, столкнетесь с недоумением и длинным списком возражений: Зачем вам это понадобилось? Но это же достаточно рискованно? Вы думаете, у вас есть нужные качества? Некоторые могут не возражать напрямую, но в приватной обстановке вы видите, что они относятся к вашему решению в лучшем случае скептически.

Самый важный шаг для того, чтобы окружающие поняли ваше решение о смене карьеры – это создание привлекательного нарратива. «Профессиональные изобретатели и реформаторы» подчас склонны недооценивать возможности этого инструменты, но он может стать главным фактором успеха в завоевании поддержки окружающих в ваших профессиональных целях и вашем видении будущего.

Когда Тоби Джонсон закончила университет West Point, ее первым местом работы стала организация, не имеющая ничего общего с обычной бумажной работой, на которую приходят вчерашние выпускники, начинающие трудовую карьеру: она стала пилотом боевых вертолетов АН-64, более известных как «Апачи». Среди тридцати курсантов она была единственной женщиной. Ее работа вызывала массу восторгов, но потом, когда, после семи лет в Армии, она решила покинуть вертолеты и пойти учиться в бизнес-школу, она почувствовала, что будет в очень невыгодном положении по сравнению с другими студентами, уже имевшими за плечами корпоративный опыт работы: «Единственная крупная организация, в которой я когда-либо работала, - была американская армия». Перед ней стояла задача: как создать нарратив, из которого для окружающих стали бы очевидны связи между ее прошлым и настоящим. Она подчеркивала свой опыт менеджмента, приобретенный за годы службы в армии (в возрасте двадцати четырех лет она была ответственна за восемь вертолетов Апачи стоимостью тридцать миллионов долларов, а также за тридцать человек, служивших под ее началом) и свои способности к быстрому обучению, развившиеся благодаря раннему опыту работы в руководящей должности. Ее усилия не были напрасны: сейчас она руководит одной из стремительно растущих компаний Fortune 500.

Также важно определить те скрытые «темы» и сквозные мотивы, которые связывают ваш предыдущий профессиональный опыт с новой карьерой, потому что люди, как правило, предпочитают нарративную преемственность и последовательность: история «звучит лучше» и имеет для них больше смысла, если они видят ее как логическое продолжение прошлого, а не просто как нечто, стоящее особняком и ни с чем не связанное. Когда администратор общественного радио Джон Давидоу был назначен главой электронных операций своей радиостанции, это могло показаться необычной трансформацией для ветерана традиционных медиа, уже перешагнувшего пятидесятилетний рубеж. Но он с энтузиазмом отнесся к этой перемене – отчасти потому, что для него новый виртуальный мир не означал разрыва с медиа-прошлым, а наоборот, представлялся его логическим продолжением. «На протяжении всей моей карьеры я был своего рода нонконформистом», - говорит он. Джон начал карьеру в телевизионных новостях на заре эры спутникового телевидения, и вместе с коллегами они «во многих отношениях определяли то, какими должны быть телевизионные новости. Тогда еще не было четких правил «дорожного движения» в этой области».

Он ощущал такой же революционный потенциал и в мире интернета. Хотя инструменты здесь совсем иные (социальные медиа вместо грузовиков со спутниковым оборудованием), основы создания новостного пространства остаются прежними. Так что Джон не согласен с тем, что он новичок в цифровом бизнесе, хотя у него всего несколько лет опыта. Наоборот, он убежден, что на протяжении всей своей трудовой жизни он занимается одним и тем же делом: рассказывает истории и служит агентом перемен. И, наконец, важно научиться объяснять траекторию вашего движения в терминах тех ценностей, которые вы приносите другим людям. Перемены карьеры иногда могут восприниматься как признак нарциссизма или симптом кризиса среднего возраста, и вы только укрепите окружающих в таком о вас мнении, если представите свое решение как дело, касающееся исключительно вас. «Желание самореализоваться» - это прекрасно, но все же это недостаточно серьезная причина для других, чтобы дать вам посочувствовать, дать работу или оказать деловую поддержку. Вместо этого, вам следует как можно четче объяснить, что речь идет не о вас: речь идет о том, что хорошего вы можете сделать для людей.

Либби Вагнер, поэтесса и заслуженный профессор общественного колледжа, неохотно рассказывала о своем профессиональном опыте, когда она приступила к новой работе в качестве консультанта по менеджменту. «Я не хотела, чтобы кто-то знал, что я пишу стихи, - говорит она. – Экономисты, с которыми я работала, смотрели на меня с жалостью и снисхождением, и люди в бизнесе определенно не имели ни интереса, ни сочувствия к тому, чем я занималась». Но в какой-то момент она осознала, что ее история не была помехой: наоборот, в новом бизнесе она была сильной стороной. «Я вижу мир через призму языка, - объясняет Вагнер, - Я слышу нюансы, различаю связи и закономерности. И такое мировосприятие я привношу в любое общение с клиентами, и это помогло мне научиться задавать по-настоящему хорошие вопросы». Сегодня Либби консультирует клиентов Fortune 500, включая такие компании, как Boeing и Nike. Свою ежемесячную электронную рассылку новостей она озаглавила «Поэт совета директоров».

Первый шаг к тому, чтобы люди поняли вашу карьерную перемену, - это научиться объяснять ее в увлекательной и убедительной манере. Если вы сможете соединить пунктирные точки между своим прошлым, настоящим и будущим, указать на сквозные мотивы и преемственность своей карьерной траектории, а также разъяснить, в чем уникальность вашего вклада в новую профессию, вам обязательно удастся завоевать понимание и поддержку окружающих.