Как руководителю сохранить друзей на работе | Harvard Business Review Russia
Личные качества и навыки

Как руководителю сохранить друзей на работе

Питер Брегман
Как руководителю сохранить друзей на работе

Мой клиент Гириш* руководит филиалом компании, которая оценивается в 500 миллионов долларов. Отзывы у него — самые блестящие. В нем видят наиболее вероятного преемника гендиректора.

Но у него есть проблема: друзья.

Среди подчиненных Гириша оказалось несколько его близких друзей, и он не решается спрашивать с них так же строго, как с прочих подчиненных. Порой они попросту не выполняют его распоряжения. Не дают желаемого результата. Это вредит и компании, и репутации босса.

Я обсудил эту ситуацию с другими членами команды и убедился, что все это видят и все возмущаются. Люди не понимают, с какой стати Гириш идет на поводу у друзей. Им это кажется несправедливым — и у них руки опускаются.

Но сам Гириш воспринимает ситуацию иначе. Он сочувствует проблемам своих друзей, и это понятно, ведь он их любит. Но ущерба, который они наносят ему и компании, в упор не замечает.

Существует немало исследований, подтверждающих, что для полноты счастья и большей вовлеченности в работу желательно иметь друзей среди коллег. Но в этих исследованиях не учитываются трудности, которые возникают из-за таких друзей, особенно у начальника.

А трудности столь велики, что многие руководители предпочитают обходиться вовсе без друзей.

Например, Билл, другой мой клиент, гендиректор весьма успешной и быстро расширяющейся компании, которая оценивается в миллиард долларов. Как и Гириш, он получает прекрасные отзывы и от совета директоров, и от подчиненных. А критическое замечание повторяется лишь одно: «Хотелось бы более близких отношений». И что на это отвечает Билл: «Я не стану обзаводиться друзьями на работе».

Нет, Билл отнюдь не замкнутый человек. Он общителен и искренен, от него исходит тепло. Но на собственном нелегком опыте Билл убедился, что боссу лучше не иметь друзей.

«У меня были раньше близкие друзья среди коллег, — сказал он мне. — Мы бывали друг у друга в гостях. Но потом пришлось ради блага компании принимать суровые решения, одного из них даже уволить, и это было очень тяжело и для меня, и для моей семьи. Я долго колебался, прежде чем сделать это. И с тех пор предпочитаю обходиться без друзей на службе».

Иными словами, Билл уклоняется от близких отношений на работе не потому, что он плохой человек, а именно потому, что он — хороший. И тем труднее ему держать коллег на расстоянии.

Друзья Гириша подрывают его авторитет, Билл ради сохранения авторитета отказывается от приятельских отношений на работе. Но нет ли для руководителя возможности сохранить друзей и найти золотую середину?

Мы выработали четыре правила, которые помогут топ-менеджерам сохранить и друзей, и авторитет.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Как бизнесу пережить катастрофу
Иветт Мучаррас-и-Кано
Если людям ­хорошо,  прибыль ­растет
Барсаде Сигал,  О’Нейл Оливия