Три совета по адаптации к американской манере преподносить себя | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три совета по адаптации к американской манере
преподносить себя

Многие молодые специалисты стремятся найти работу и сделать карьеру именно в США. Для этого им потребуется научиться искусству саморекламы.

Автор: Дори Кларк

Три совета по адаптации к американской манере преподносить себя

читайте также

Стресс не прекращается: что делать?

Ребекка Найт

Хватит проверять кандидатов по соцсетям!

Когда можно полагаться на интуицию (а когда нет)

Коннсон Чоу Локк

Как использовать интуицию при принятии решений

Мелоди Уилдинг

Представьте, что вы в Америке, на встрече потенциальных работодателей с выпускниками программы MBA, и ваш однокурсник обращается к представителю известной компании:

— Я хотел бы больше узнать о вашей фирме: возможно, я вам подойду. Я работал в Bain Consulting, перед тем как защитил магистерскую, а еще раньше служил офицером в армии.

Это лишь отрывок из разговора, но как вы его оцениваете:

а) Сплошная самореклама: этот человек чересчур себя расхваливает.

b) Слабовато для саморекламы: ему следовало подробнее рассказать о своих заслугах в Bain (какие проекты он осуществлял, как привлекал студентов) и о военной службе тоже.

c) В самый раз: да, это самореклама, но вполне уместная в данном контексте, и этот выпускник сообщает существенную информацию, которая преподносит его с самой выгодной стороны.

Большинство американцев выберут ответ с). Самореклама налицо, но это же встреча с работодателями, они как раз и ожидают услышать нечто подобное. Но интересна реакция многих студентов-иностранцев, которым Энди предлагает этот сценарий. Большинство воспринимает такую самоподачу как хвастовство, им кажется, что выпускник совершенно неприличным образом превозносит самого себя. И тут обнаруживается серьезная межкультурная проблема, с которой сталкиваются многие профессионалы, приехав в США. Особенно трудно им приходится на собеседованиях и на подобных мероприятиях: они не готовы к американскому стилю подачи себя.

Количественные параметры тут нелегко применить, но, кажется, США с уверенностью держат первое место в мире по искусству саморекламы. Конечно, от города к городу, от региона к региону, от отрасли к отрасли и в особенности от человека к человеку вариантов найдется немало, но в целом американские специалисты нисколько не стесняются преподносить себя, особенно в контексте делового общения, и такое поведение поощряется всеми как признак компетентности и законной уверенности в себе. В других странах и культурах — в Азии, Латинской Америке, в большинстве стран Европы — все обстоит иначе. Даже в Великобритании, несмотря на общность языка, на подобную откровенную «американскую» саморекламу, как показывает проведенное Энди исследование, наложено табу.

И тут возникает проблема. Многие молодые специалисты стремятся найти работу и сделать карьеру именно в США. Для этого им потребуется научиться искусству саморекламы. И на собеседованиях, и на встречах они должны подчеркивать свои достижения, причем личные, а не успехи «команды». И получив работу, тоже нужно подавать себя, завоевывать репутацию, чтобы все увидели в новичке человека, способного внести свой ценный вклад в дело компании.

Как же молодому иностранцу выйти за пределы привычной, привитой ему родной культурой зоны комфорта и научиться преподносить себя и свои заслуги?

Во-первых, как мы уже говорили в предыдущем посте, важно пересмотреть саму концепцию персонального брендинга. Конечно, если вы видите в этом непотребное хвастовство, вы ни в коем случае ничего такого делать не будете — и упустите важный для любого специалиста шанс быть замеченным. Но думайте не о себе, а о «миссии»: вы сможете сделать что-то полезное, вы пригодитесь этой компании — ради такой цели стоит постараться.

Далее убедитесь, что вам известен допустимый и правильный уровень саморекламы для той конкретной ситуации, в которой вы находитесь. Поскольку многих иностранных специалистов американская похвальба сразу шокирует, они зачастую даже преувеличивают ее масштабы. В результате, когда они все же решаются и сами так себя вести, они порой переигрывают. Они не сознают границ уместности и приемлемости саморекламы. Даже в американской культуре такие границы существуют, а если выйти за них, покажешься заносчивым хвастуном. Постарайтесь выявить «зону уместности».

Важно также определить «личную зону комфорта» по отношению к этим правилам. Сколь велик разрыв между естественным и нормальным для вас поведением и тем, как вам следует вести себя, чтобы добиться желаемого? Если такой разрыв существует — а мы отмечаем его у многих студентов и специалистов, которые выросли в других странах, — то нужна стратегия преодоления. Постарайтесь написать самому себе инструкции для действий в конкретных ситуациях. Например, отвечая на вопрос потенциального работодателя, чем вы занимаетесь в свободное время, упомяните участие в клубе выпускников — и вы сразу покажете себя активным и участвующим в социальной жизни профессионалом и напомните о принадлежности к известной бизнес-школе. На ходульный вопрос «Чем вы сейчас занимаетесь?» лучше заранее готовить ответ — так вас не застигнут врасплох, и вы сумеете показать себя с выгодной стороны.

Найдите себе наставника, знающего, как принято подавать себя в США и вместе с тем способного понять затруднения иностранца, впервые столкнувшегося с этой своеобразной культурой. Хороший кросс-культурный ментор — на вес золота. Он поможет вам овладеть кодом новой для вас культуры, выявить свою личную зону комфорта, диагностировать разрыв между тем, как вы действуете и как нужно действовать, выработать стратегию преодоления этого разрыва.

И очень быстро, сложив все кусочки мозаики, вы будете преподносить себя, не теряя при этом собственной индивидуальности и принципов.

Материал подготовлен при участии Энди Молински. Он преподаватель организационного поведения в Международной бизнес-школе Брандейского, автор книги «Глобальная адаптация: как приспособиться к требованиям различных культур, не потеряв себя».

Читайте по теме: