Неотразимая сила жизненного сюжета | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Неотразимая сила
жизненного сюжета

Некоторые люди обладают даром просто объяснять сложные вещи. Они знают себя, знают, почему занимаются именно тем, чем занимаются, и куда стремятся.

Автор: Энтони Тянь

Неотразимая сила жизненного сюжета

читайте также

Вас не слышат? Научитесь перебивать

Джиа Стормс

Подводные камни А/В-тестирования

Гийом Сен-Жак,  Мартин Тингли,  Явор Божинов

Cтереотипы мышления менеджера

Исмагилова Файруза

Темная сторона эффективных рынков

Роджер Мартин

Некоторые люди обладают даром просто объяснять сложные вещи. Они знают себя, знают, почему занимаются именно тем, чем занимаются, и куда стремятся. Поскольку для себя они все решили, они в состоянии придать четкость идеям и перспективам. Они говорят просто и доходчиво. И многое успевают.

Понятная и вдохновляющая речь — это вовсе не «примитивно». Напротив, нужно добавлять анекдоты, метафоры, различные цепляющие элементы, нужно складывать сюжет и проводить аналогию, чтобы выявить логику и усилить эмоции. У каждого изобретателя и почти у каждого лидера есть видение перспективы, но многие затрудняются передать его внятными и доходчивыми словами. Возьмем хотя бы иных президентов и кандидатов в президенты США. Кто вам более всех запомнился? Кто понравился? Кто выиграл выборы? Скорее всего, вам запомнились именно те руководители, которые умели подойти к проблеме по-человечески и передать ее так, чтобы каждый слушатель почувствовал в душе отклик, чтобы люди поняли общую задачу и почувствовали свою связь с этими лидерами.

Я искренне уважаю писателей и поэтов, которые умеют прямым и простым языком посвящать нас в более глубокое понимание общечеловеческих проблем. Так, Артур Миллер в пьесе «Смерть коммивояжера» повествует о трагическом герое, Вилли Ломане, который живет и умирает, толком не осознав своего места в жизни. Эта пьеса до сих пор производит сильное впечатление на зрителей, потому что она честно рассказывает человеческую историю, историю каждого. Она показывает наши мечты и наши разочарования и что мы способны с ними сделать. Это понятно каждому.

В книге «Найти себя. Как выйти за рамки стереотипов и обрести свой путь» антрополог, а ныне предприниматель Боб Дойч подчеркивает насущную необходимость «истории о самом себе».

«Многому можно научиться на примере вымышленных персонажей… В жизни каждого отмечаются взлеты и падения, которые складываются в сюжет… Лучшие писатели умеют это уловить. Самые прекрасные романы живут в наших сердцах и отражают нашу сущность».

Недавно я читал чрезвычайно глубокую, но вполне доступную по языку книгу Ричарда Беттса «The Essential Scratch and Sniff Guide to Becoming a Wine Expert». Ричард принадлежит к высшей касте сомелье, которых в мире насчитывается менее двухсот человек, но о вине он рассказывает не учеными словами, а сводит все качества этого напитка к трем категориям: сорт винограда (красный, черный), дерево (дуб и другие) и почва (цветочный запах, земляной, «с дымком»). Я — давний любитель вина, но впервые мне довелось прочесть настолько простое описание аромата и вкуса этого напитка. Наслаждение вином становится и более доступным, и более приятным, поскольку ускользающая тема обрела язык и структуру. Теперь я дарю друзьям книгу Беттса и путеводители Роберта Паркера по карте вин.

И в своей работе венчурного капиталиста я также высматриваю такие истории, которые могут меня затронуть — то есть истории стартаперов, ищущих инвесторов. И, пожалуй, главный для меня вопрос: «Как этот человек стал таким, каков он есть? Какие он знал тревоги и успехи? Почему он так увлекся этой идеей? Что им движет?» От ответов на эти вопросы, как правило, зависит, будем ли мы поддерживать этого предпринимателя. И в разговоре с ним мы обращаем внимание не столько на факты, сколько на личность, на то, как эта личность подает свою историю, и как, в какой мере эта история совпадает с задачами нашего фонда. На первых порах становления компании очень важен дух, отвага и умение общаться с людьми. Особенно заметно на долговечности и эффективности новой компании сказываются умение найти с людьми общий язык, поделиться своей историей. Каждому нужно прочувствовать это на себе.

Читайте по теме: