Чем общительнее, тем умнее | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чем общительнее,
тем умнее

Простой способ «смазать шестеренки мозга» — пообщаться с людьми.

Автор: Энди Зинга

Чем общительнее, тем умнее

читайте также

Зоя Богуславская

Анна Натитник

Почему уходят основатели

«Мир уже не пахнет нефтью»

Анна Натитник

Берегитесь простых ответов, полученных от больших данных

Дуглас Меррилл

Хорошо известно, что игры для ума и пазлы тренируют наш мозг, развивают его способности и способствуют умственному здоровью. Неожиданностью стали результаты исследования Мичиганского университета: оказалось, что человеческое общение столь же эффективно для укрепления когнитивных способностей.

Строилось исследование очень просто: в одной группе людей случайным образом разбили на пары и поручили как можно больше выяснить о партнере, задавая ему вопросы. Через десять минут такого упражнения на участников обрушили интеллектуальные тесты. В другой группе сперва для разминки предложили интеллектуальную игру, а затем те же тесты. Третья группа, контрольная, решала тесты без подготовки. Итог? «Общительная» группа превзошла по результатам контрольную и не отстала от группы, где проводилась интеллектуальная разминка. С точки зрения экспериментаторов, это означает, что активизация мозга в разговоре, попытка понять чужую точку зрения, предполагает такую же «гимнастику для мозга», как и умственные игры.

Мне это кажется замечательным: простой способ «смазать шестеренки мозга» — пообщаться с людьми. И тем сильнее доводы в пользу открытых инноваций.

Проекты открытых инноваций (компании, столкнувшиеся со сложными проблемами, приглашают людей извне, чтобы те попытались их решить) всегда достаточно непросты с когнитивной точки зрения. Но эти проекты поощряют знакомства с новыми людьми, новые ракурсы, расширение границ человеческого общения.

В двух недавних исследованиях подчеркивается роль открытой инновации именно как формы общения. Первое исследование, проведенное Бизнес-школой Ньюкасла, рассматривает непосредственно процесс обмена знаниями между образовательными институтами и производством (типичный пример общения в проектах открытых инноваций) и приходит к выводу, что успех того или иного дела зависит от формы общения, облегчающей или затрудняющей сотрудничество. Второе исследование, Лапландского университета (Финляндия), ставит вопрос о том, чего добиваются руководители, предлагая проекты открытых инноваций. Вывод: общие преимущества междисциплинарного общения перевешивают даже пользу от конкретных находок и решений.

По моему опыту, те, кому доводилось участвовать в подобных проектах, также видят в открытых инновациях прежде всего форму общения. Взять, например, одну из команд, которая постоянно откликается на проекты открытых инноваций медицинского центра GE/NFL. Ведет эти проекты NineSigma. GE и NFL вместе искали новые методы диагностики сотрясений, и кто-то в Университете Акрона увидел тут связь с «нейромаркетингом», который осуществлялся Лабораторией прикладного маркетинга имени Суареса. Однако стало понятно, что проблему следует рассматривать и в других аспектах, поэтому в программу включили представителей кафедры спортивного образования, Отделения статистики, Детской больницы Акрона и Медицинского университета штата Огайо. Прежде эти группы никогда не работали вместе и даже не подозревали, что их направления работы могут быть как-то объединены.

В итоге их проект не выбился в победители. Зато, как показывает исследование Мичиганского университета, члены команды в процессе такого сотрудничества стали умнее. Возможно, именно поэтому они постарались сохранить возникшие связи и с тех пор еще не раз возобновляли кооперацию, осуществляя различные проекты. И я бы пошел дальше и предположил, что таким образом «поумнели» и спонсоры проекта, GE и NFL, ведь они не только получили нужное им решение, но и свою социальную сеть укрепили и расширили. Каждый раз, когда мы затеваем поиски технологических решений по заказу той или иной организации, мы получаем ответы от лучших мировых специалистов — с десяток, а то и несколько десятков ответов. И когда наши клиенты обращаются к этим специалистам, они приобретают новые связи, которые делают их умнее — в особенности, если общение продолжится и после того, как будет решен практический вопрос.

Приведу результаты еще одного любопытного исследования, опубликованного в 2011 году в Nature Neuroscience. Исследование обнаружило позитивную корреляцию между размером мозжечковой миндалины — той части мозга, которая в первую очередь отвечает за обработку воспоминаний и за эмоциональные реакции, — и размером и сложностью социальной сети данного индивидуума. Иными словами: чем больше мозг, тем существеннее общение. Это установленная корреляция, и первый вывод, который напрашивается: большая миндалина обеспечивает более высокий эмоциональный интеллект и лучшую память, благодаря чему социальная сеть индивидуума расширяется. Однако можно предположить и обратную связь: активное общение с людьми — как у компаний в пору работы над открытыми инновациями — помогает «отрастить мозг».

Читайте по теме: