Что делать, если успех не принес вам радости | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если успех не принес
вам радости

Если вы не считаете себя победителем и приписываете успех удаче или другим внешним факторам, то вы не будете удовлетворены.

Автор: Борис Гройсберг

Что делать, если успех не принес вам радости

читайте также

Как правильно продавать подписку на сервисы

Стамос Канеллакис

Хотите повлиять на людей — позвольте им выбирать

Стив В. Мартин

Руководители должны быстрее получать информацию

Маркус Бакингем

«В Starbucks я делаю то, что приносит мне радость»

Почему успехи в карьере часто оставляют людей опустошенными и недовольными? И главное: как избежать этой проблемы? Недавно мы задали этот вопрос читателям HBR и некоторые ответы напомнили о классической Психологической модели успеха Дугласа Холла.

Модель Холла предполагает набор факторов, из-за которых успех может быть воспринят как неудача.

Компромиссы между карьерой и личными целями. Они могут оказаться драматическими: например, приходится отказаться от своих убеждений, чтобы выстроить карьеру. Или же компромиссы будут вполне бытовыми: уплотняющийся график работы не оставляет времени на личные отношения и на самого себя. Вот слегка отредактированный ответ на наш первый пост от Джесс, которая получила степень в сфере образования, одновременно с этим ведя собственный бизнес и как-то управляясь с домашними делами: «В это время главным мотиватором служила мысль, что когда я закончу, то получу степень и смогу добиться большего успеха. Но когда все закончилось, я почувствовала себя опустошенной. Я так отдавалась учебе, что обманывала свою семью, лишая своего присутствия и участия, и, хотя ученая степень дала мне повод для гордости, близкие отношения с детьми и семьей для меня оказались важнее».

Вы сами не признаете свою победу. Если вы не считаете себя победителем и приписываете успех удаче или другим внешним факторам, то вы не будете удовлетворены. Исследование Холла показывает: недостаточно получить повышение — вы должны поверить в то, что вы его заслужили.

Отсутствие признания. Другие люди тоже должны верить, что вы заслужили свой успех. Вот почему многие молодые сотрудники уходят на повышение в другие компании из той, где у них сложился имидж «новичка».

Нет времени на учебу. Как только вы получили повышение или сделались партнером, появляется ли у вас шанс показать, что вы усвоили во время учебы и как вы подойдете к своим новым обязанностям? Или же нужно сразу «тушить пожары»? Если ваша организация или вы сами (или вы оба) задаете дикий темп, то обычно приходится решать одну большую и срочную задачу за другой, а времени на учебу попросту не остается.

При таком напряжении между работой и личной жизнью, как можно надеяться на настоящую удовлетворенность? Одним из способов решения проблемы является то, что психологи называют генеративностью: человек обретает смысл жизни, передавая все накопленное следующему поколению, помогает другим людям реализовать их мечты и цели. Как это описывает другой читатель HBR П. Г. Субраманиан: «Вы добились успеха, если преуспела команда».

Эта мысль проходит лейтмотивом в нашей статье «Руководитель: человек и функция». Наше исследование охватывало руководителей среднего возраста; мы выяснили мнения 4000 мужчин и женщин из разных отраслей индустрии, с разными служебными функциями и разного происхождения, но одно у них было общее: все выделили в своем напряженном расписании время, чтобы поделиться знаниями со студентами программ MBA, проводившими интервью.

Концепция генеративности впервые была описана Эриком Эриксоном, который представлял ее прежде всего как основной вопрос для людей среднего возраста: будем ли мы жить бездумно или следовать исключительно корыстным побуждениям? Или все-таки сумеем сделать «долгосрочный вклад», обучая, наставляя, участвуя в социальных системах, воспитывая детей, создавая вещи, которые переживут нас и принесут пользу будущим поколениям?

Хотя середина жизни — это действительно то самое время, когда назревают подобные вопросы, даже малыши (одни, правда, больше, чем другие) радуются, помогая и обучая друг друга. Люди с выраженной генеративностью вспоминают, как еще в детстве воспринимали чужие проблемы словно призыв к действию. Генеративность предполагает как социальную заботу и компетентность, так и уверенность в своих действиях. Дэн МакАдамс, крупный исследователь в этой области, указывает в своей книге «The Redemptive Self», что генеративные взрослые становятся авторитетными (не авторитарными), вовлеченными родителями; они, вероятно, будут интересоваться политическим процессом, религиозной жизнью, общественными и гражданскими делами; они имеют много друзей, участвуют в благотворительности. Неудивительно, что генеративные люди субъективно оценивают личное благополучие как «очень высокое».

Материал подготовлен при участии Робина Абрахама, преподавателя-исследователя в Гарвардской школе бизнеса.

Читайте по теме: