Почему так важно следовать правилам | Harvard Business Review Russia
Личные качества и навыки

Почему так важно следовать правилам

Борис Щербаков
Почему так важно следовать правилам

Мы с вами живем в мире, регулируемом разнообразными правилами и условностями, к ним приравниваемым. Правило общежития предполагает, что все участники процесса понимают примерно однозначно, что можно и чего нельзя делать. Например, нельзя громко смеяться в замкнутых помещениях, нельзя плевать в метро, нельзя вычурно одеваться на прием к важному лицу.

Понятие этикета почему-то приписывают только высшим сферам, дескать, это что-то историческое или жизни дипломатов. На самом деле этикет и его устоявшиеся правила существуют везде, в самой обычной жизни, и имеют колоссальное значение для любого человека, а для корпоративного карьериста особенно. Следование гласным (регламенты, инструкции, установки) и негласным (принятые нормы общественно значимого поведения) правилам этикета в компании является необходимым условием работы в корпоративной системе координат, упрощает многие задачи и открывает двери больших кабинетов.

Увы, по моему многолетнему наблюдению, российский карьерист весьма наплевательски относится к регламентам и правилам корпоративного этикета, чем усложняет себе судьбу, а зачастую просто ставит точку в карьерном росте. Яркий на то пример — общение людей между собой, с коллегами и начальством. А также коммуникации во время публичных мероприятий вроде пресловутых групповых ужинов по сплочению команды ( неуклюжий перевод термина «team group dinner») — на них принято активно общаться с коллегами из других стран (с руководством в том числе), брать на себя инициативу в разговоре, если вы принимаете гостей из-за рубежа, и совсем не принято кучковаться с коллегами из своего офиса по принципу общности интересов, да еще общаться на русском, отсекая зарубежных визитеров от темы.

Читайте материал по теме: Карьерный импрессионизм

Мне приходилось часто силой рассаживать своих менеджеров на подобных встречах-ужинах, заставлять общаться с иностранными коллегами, что, на мой взгляд, несколько абсурдно: «Ребята, это же ваша судьба и карьера, пользуйтесь инструментом, берите быка за рога!» Для меня совершенно очевидно, что подобная неумная модель поведения перечеркивает реальные производственные достижения людей, создает негативный фон для них самих, а также для меня как их начальника. Это двойной удар по репутации бизнес-единицы. Способность к активной, иногда нарочито активной коммуникации на английском языке (что обязательно) во время массовых мероприятий за рубежом, конференций, треннингов, семинаров является важным критерием принадлежности к корпоративному миру, подчеркивает умение играть по правилам, знание своеобразного коммуникативного этикета. Отсидеться и отмолчаться на work-shop'e или выездном ужине с начальством вряд ли удастся, но если вы проявите упорство и не станете включаться в светские или производственные беседы, то тогда пеняйте на себя. При следующем возможном случае ваша кандидатура из списка претендентов на повышение, вероятнее всего, будет исключена по формальным критериям («некоммуникабелен»).

Совет карьеристам: при любой возможности используйте групповые мероприятия за границей или в России для максимального вовлечения в обсуждения, беседы, споры по любым вопросам — это принято, это часть бизнес-этикета и способ показать свою активность, да и просто свой интеллект в конце концов, если удастся. Особенно требуется «не молчать» во время сопровождения высшего руководства — в худшем случае вас могут попросить «на выход», и такие случаи, увы, в практике некоторых моих знакомых менеджеров высшего звена были. Во время поездок для встреч с партнерами или клиентами принято активно демонстрировать свою «спортивную форму», иницииировать разговоры, если они затухают, и ни в коем случае не молчать, даже если сказать больше нечего. Этикет таких поездок требует именно вашей инициативы в разговоре, ваш европейский или глобальный начальник не обязан искать выходы из неловких пауз, которые могут возникнуть, несмотря на усталость или позднее время. Это ваша обязанность и условие позитивного восприятия вас как активного, понятливого, энергичного «местного парня».

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Георгий Зараковский. Отвергнутая эргономика
Анна Натитник,  Зараковский Георгий
Стратегия глазами художника
Адам Бранденбургер