Убивает ли порядок творчество или же стимулирует его? | Harvard Business Review Russia
Личные качества и навыки

Убивает ли порядок творчество или же стимулирует его?

Ирина Гусинская
Убивает ли порядок творчество или же стимулирует его?

Тим Харфорд, журналист и известный популяризатор науки, в своей новой книге «Messy» ( «Беспорядочный») утверждает, что чистота и аккуратность убивают в человеке всякий творческий порыв. Книга еще не вышла, но, судя по черновику, Тима в детстве явно заставляли раскладывать вещи в шкафу по цветам, а в офисе не продвигали по службе за бардак на рабочем месте (и такое бывает, да) — так отчаянно он ищет подтверждения пользы от «творческого» склада характера.

«Наш мир помешался на чистоте и систематизации: мы моем руки десятки раз на дню, изобретаем все новые способы борьбы с бактериями, а детей и вовсе мечтаем поместить в стерильную обстановку — как будто сможем держать их там вечно», — пишет Харфорд. Мы составляем списки покупок, раскладываем вещи по подписанным коробочкам и покупаем органайзеры для багажника и ящиков стола. Строгий учет и кластеризация постепенно охватывают общество — каждую вещь надо разложить на составляющие, навесить ярлык и поместить в подходящий ей угол сознания, а также распланировать завтрашний день, неделю, квартал — всю собственную жизнь. «Это путь в никуда!» — патетически восклицает Харфорд, призывая выбросить книги по тайм-менеджменту и карточку IKEA FAMILY. Если строго придерживаться плана и двигаться только в заданных рамках, если для каждого чиха прописывать процедуры, мы превратимся в роботов, неспособных к самостоятельному мышлению и уж тем более к творчеству. «Вспомните, — призывает он, — Сколько раз слепое следование приказу недальновидного начальника приводило к трагическому исходу. Сколько клиентов ушли к конкуренту, потому что тамошний сотрудник техподдержки отошел от предписанного скрипта. Сколько компаний обанкротились, боясь сойти с наезженных рельсов и попробовать что-то новое». Да, все так, но лишь потому, что любая идея, возведенная в превосходную степень, становится пародией на саму себя».

Читайте материал по теме: Желание испытать себя везде и сразу — это нормально

Однако тот, кто списывает неспособность к самодисциплине и неаккуратность на особый тип личности, проявляет а) эгоизм, б) эскапизм и в) безответственность и неуважение к окружающим. «Это не бардак, а творческий беспорядок! Когда все по полочкам и каждая вещь на своем месте, я не могу работать», «Я не буду сидеть с 9:00 до 18:00, я же не бухгалтер какой-нибудь, мне нужно вдохновение, а оно чаще всего приходит под утро!» и т. п. Сколько раз вам доводилось слышать подобное от представителей креативных специальностей? Работодатели все чаще идут навстречу и устанавливают для своих креативщиков гибкий график, но это, к несчастью, никак не гарантирует соблюдение дедлайнов. Даже напротив, поощряющий собственную неорганизованность человек, видя понимание, прокрастинирует до последнего и занимается чем угодно, кроме того, что надо было сдать еще вчера.

Дэвид Буркус в книге «Муза не придет» взялся развенчать мифы о креативности и с не меньшим надрывом обвиняет «творцов» в набивании себе цены, а все общество — в потакании их капризам. Креативность по Буркусу (точнее по Терезе Амабиле, автору исследования) укладывается в четырехкомпонентную модель, где нет места допингу и божественному вмешательству. Кто угодно может выдавать (и реализовывать!) прекрасные идеи, для этого нужны навыки в конкретной области, навыки творческого мышления, мотивация для выполнения задачи и социальные условия. То есть уровень креативности зашкаливает, когда внутренне мотивированный человек с приобретенными навыками творческого мышления и определенной компетентностью действует в условиях, где его идеи получают всестороннюю поддержку. Переполненная ванна, удар яблоком по голове и вещий сон — красивая сказка, все мы знаем, какой титанический труд предшествовал этим «озарениям».

Читайте материал по теме: Как победить внутреннего хомяка

Еще один журналист, Мейсон Карри, выяснил, из чего складывались будни великих, и в книге «Режим гения. Распорядок дня великих людей» резюмировал, что единой формулы нет и быть не может: у кого-то и на пюпитре могла завестись новая форма жизни, кто-то пил не просыхая и выдавал шедевры не приходя в сознание, а кто-то не мог и строчки написать, не выстроив предметы на столе в строго определенном порядке. (Обсессивно-компульсивный синдром, плюшкинианство и прочие патологии в расчет не берем.)

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Зачем компаниям платить за коворкинги
Гретхен Шпрейтцер,  Дэниел Дэвис,  Питер Басевиц,  Хилари Хендрикс
Как Apple сокращает рынок смартфонов
Хуан Пабло Васкес Сампере