Как уцелеть в отравленной цинизмом среде | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Как уцелеть в отравленной
цинизмом среде

Что делать, если общество отравлено цинизмом и нигилизмом

Автор: Марина Мелия

Как уцелеть в отравленной цинизмом среде
Finan Akbar / Unsplash

читайте также

Джеймс Марч: Идеи как искусство

Дайан Кутю

Роботы: умнее, меньше, безопаснее

Гу К.,  Николайдис С.,  Рамакришна Р.,  Ча А. Дж.

Подходит ли ваше ПО для цифровой трансформации? Скорее всего, нет

Денис Помбриант

Как переосмыслить свою карьеру после пандемии

Дори Кларк,  Томас Чаморро-Премузик

Сегодня общество буквально пропитано, отравлено цинизмом и нигилизмом. Мы уже не удивляемся, когда известный политолог публично рассказывает, как проще «обдурить народ», высокопоставленный чиновник появляется на публике с очередной пассией, хотя всем известно, что у него жена и трое детей, а депутат с усмешкой игнорирует вопрос журналиста «Откуда у вас особняки в Майями, если вы всю жизнь на государственной службе?». Более того, мы относимся к этому достаточно терпимо.

Заразиться цинизмом легко — я бы выделила три основных фактора риска.

Первый — наше «я»: внутренняя неустойчивость, неуверенность, отсутствие собственных, «выстраданных» принципов и установок. Когда нет внутреннего нравственного стержня, нет точки опоры, мы не способны противостоять, сопротивляться влиянию извне — нам остается только защищаться. И тогда цинизм становится для нас своего рода защитным психологическим механизмом, таким образом мы прикрываем нашу неловкость, ранимость, чувствительность.

Иногда нам кажется, что нет ничего страшного в том, чтобы быть циником «понарошку», но здесь нас подстерегает ловушка: любая маска в конце концов прирастает. С каждым поступком, с каждым словом и жестом мы продвигаемся по тому или иному пути, укрепляем тот или иной вектор развития. Все, ставшее для нас привычным, постепенно становится частью нашей личности.

Еще один фактор риска — окружение: домашние, родня, друзья, коллеги. Мы живем не в вакууме, мы постоянно общаемся, взаимодействуем, обмениваемся не только информацией, но и эмоциями, мнениями, впечатлениями. Такое взаимопроникновение — это всегда риск. Мы открыты для близких нам людей. И если они «носители вируса цинизма», он незаметно передается и нам. На все попытки возразить мы слышим: «Старик, не парься, сейчас все берут, так устроена жизнь», «Повзрослей наконец, не будь наивным — если ты не съешь, съедят тебя», «Бабло побеждает зло» и т. д.

И тогда нам начинает казаться, что все действительно «так живут», поэтому глупо выставлять себя белой вороной. И вот ты один раз не возразил, другой раз не защитил кого-то, еще хуже — посмеялся вместе со всеми, вставил яркое словцо. Сначала от этого как-то не по себе, но со временем даже перестаешь замечать, что поешь в общем хоре. Постепенно слова, выражения и оценки, которые мы «подцепили» от кого-то из близких и постоянно повторяем, начинают влиять на наше умонастроение и менять и нашу позицию, и нас самих.

И третий фактор риска — наша работа. Есть профессии, в которых без малой толики «здорового цинизма» не выжить — он помогает уберечься от синдрома выгорания. Опасность стать циником особенно велика у людей таких профессий, как пиарщики, рекламщики или юристы, которым по роду службы время от времени приходится говорить не то, что думают, недоговаривать, вводить в заблуждение.

Можно ли спастись, оградить себя от заражения цинизмом? Да, для этого нужно сделать четыре шага.

Разобраться с собой. Первое — надо осознать проблему и сделать выбор: мы «за» или «против» цинизма? При этом надо понимать, что и в одном случае, и в другом «дивиденды» нам никто не гарантирует.

Если мы решили противостоять цинизму, идти против течения, нам нужна серьезная внутренняя опора. А чтобы ее выстроить, надо, прежде всего, разобраться с собой — выработать собственные нормы, принципы, правила, критерии. Как? Например, обратившись к детским впечатлениям: что тогда считалось «добром», а что «злом», что означало «повел себя достойно» или «недостойно», какими были семейные ценности (честь, совесть, открытость, искренность, доброта), кого из литературных героев нам ставили в пример и т. д. Именно система собственных принципов, установок и норм превращает инфантильного, зависимого, неуверенного в себе человека в сильную, полноценную личность.

Скажем, мне предложили встретиться с потенциальным партнером. Идти или не идти — чем, какими критериями мне руководствоваться? Если мне непонятно происхождение его денег или не нравится, как он ведет себя в бизнесе, я не иду. Даже если мне скажут: «Ты с ума сошел, здесь же явная выгода!» Важно не то, что скажет кто-то, а то, как я сам для себя это определяю.

Оградить себя от влияния среды. Если мы чувствуем, что окружающая среда отравляет нас, если «радиация» слишком высока, условия «не совместимы с жизнью», значит, выход один — спасаться бегством, сократить или свести к минимуму контакты, вообще прекратить общение: уволиться из компании, если речь идет о работе, или дистанцироваться от людей, которых мы считаем циниками.

Но если по каким-то причинам мы не можем уволиться или поменять круг общения? Самое простое, что мы можем сделать, — это не участвовать, не поддакивать, не поддерживать, не шутить, не поощрять улыбками и одобрительными жестами то, что считаем неправильным. Наше молчание — это тоже своего рода высказывание. Своим молчаливым, демонстративным неучастием мы даем свою оценку происходящему вокруг нас.

Отстаивать собственные принципы. Если мы готовы оказать сопротивление распространению цинизма, надо научиться заявлять о своих принципах спокойно, не вступая в конфронтацию. Ну а высший пилотаж — это готовность идти на обострение, пресекая проявления цинизма у других, иначе говоря — воздействовать на среду. Возьмем абсолютно реальную ситуацию: начальник собирается уволить сотрудника и обсуждает с коллегами, как бы поменьше ему заплатить. Наберемся храбрости и попробуем высказаться против: «Оставляя его без выходного пособия, мы поступаем некрасиво, несправедливо…»

Это только кажется, что «бесполезно кому-то что-то объяснять». На самом деле большинство людей стремится к высокому и светлому, просто эта тяга запорошена, закатана, не понята ими и попросту не осознана. Бывает, что кого-то (в том числе начальника) «заносит», и возражение может стать тем ушатом холодной воды, который заставит человека остановиться, задуматься и даже пересмотреть свою точку зрения.

Способность поднять свой голос — не просто ценное качество, это навык, который оттачивается по мере использования. Умение отстаивать свою позицию высоко ценится в любой здоровой среде. Впрочем, здесь есть и риск: кому-то ваша точка зрения покажется наивной, глуповатой, старомодной. Противостоять большинству и заведенному порядку трудно: нет никаких гарантий, что мы вдруг не окажемся объектом насмешек, недоуменных переглядываний, что нас не подвергнут обструкции, даже не поставят крест на нашей карьере. И нет-нет да и начинаешь сомневаться: а вдруг правы они, а не я? Хорошо, если есть рядом единомышленник, который разделяет наши ценности, с которым можно что-то обсудить. Но это принципиально ничего не меняет — ответ все равно придется искать самому, ведь единственный судья себе — сам человек.

Свобода выбора. Противостоять цинизму сложно, но можно и даже полезно. Это своего рода тренинг личностного роста: сначала самому подняться на «кочку» в болоте, потом «осушить» маленькую полянку вокруг себя, найти единомышленников и постепенно расширять территорию, свободную от цинизма. Поначалу, безусловно, будет трудно, но постепенно придет ощущение своей силы и независимости.

Есть такое выражение — «красивый поступок». Когда мы говорим «поступил красиво» или «поступил некрасиво», все сразу понимают, о чем речь. И слова «красивый» и «некрасивый» здесь совсем не случайны. «Эстетика — мать этики», — заявил в своей нобелевской речи Иосиф Бродский. — “Хорошо” и “плохо” — понятия прежде всего эстетические, предваряющие категории “добра” и “зла”… Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее — хотя, возможно, и не счастливее».

Любой «красивый поступок» укрепляет нашу независимость. Я убеждена, когда мы что-то делаем не только ради денег, а еще и ради великих целей, когда мы с любовью и уважением относимся к себе, к людям, с которыми взаимодействуем, к делу, которому мы служим, это совсем по-другому окрашивает нашу жизнь, и мы становимся непотопляемыми в окружающем нас жестоком и циничном мире.