Выстраивая карьеру, соблюдайте дистанцию | Harvard Business Review Russia
Личные качества и навыки

Выстраивая карьеру, соблюдайте дистанцию

Борис Щербаков
Выстраивая карьеру, соблюдайте дистанцию

Первоочередное правило карьериста — создай благоприятные условия для своего главного «стейкхолдера», то есть непосредственного начальника, добейся понимания с ним по всем основным вопросам профессиональной деятельности. Если сможешь — и личной эмпатии, идеально, если она будет взаимной. Категории «нравится — не нравится» малоприменимы во взрослой корпоративной жизни, да никто и не заставляет никому нравиться, но понимать друг друга мы все должны, желательно с полуслова, хотя это объективно труднодостижимо в силу наших различий.

Я помню, на заре своей юности, только начиная обучаться правилам вождения на автомобиле, я спрашивал своего инструктора, что же самое важное в вождении для обеспечения безопасности, и ответ его помню до сих пор: «Самое главное, чтобы участники движения понимали, что ты собираешься делать в следующий момент». То есть твоя предсказуемость — залог безопасного движения. Она же, как ни странно, является и залогом успешного карьерного роста в корпорации.

Двигаясь вместе со всеми остальными участниками процесса к заветной карьерной цели, мы по сути своей мало чем отличаемся от участников дорожного движения: их много, цели могут быть самые разные, у кого-то даже совпадающие, но безопасность и успех, помимо прочих факторов, конечно, сильно зависят от предсказуемости, и особенно важен этот фактор для вашего непосредственного начальника.

Кажется, что это очевидные вещи, но по какой-то необъяснимой причине многие считают возможным отказывать своему прямому или не очень начальнику, особенно руководящему из-за рубежа, дистанционно, от права постоянно быть в курсе их ежедневной работы. Такой руководитель искренне хочет (для вашей и собственной безопасности) понимать, «что ты собираешься делать в следующий момент» движения. Не дожидайтесь, когда начальника самого вдруг прорвет на микроменеджмент: информируйте его или ее о своих движениях и намерениях: это нормально, это ожидается!

Читайте материал по теме: Карьерный импрессионизм

Длительное отсутствие коммуникаций, контактов с начальником чревато возникновением недоверия, и нечему радоваться, если ваш босс сильно занят и совсем о вас позабыл, а такое бывает. Конечно, почувствовать свою автономию и некоторую независимость очень даже хочется, отсутствие опеки радует, но, поверьте, ничего хорошего из такой модели раздельного существования не выйдет. И что там зреет в голове вашего руководителя в долгие недели, которые вы с ним не общаетесь, — бог его знает, возможны и сюрпризы, и, скорее всего, не самые приятные. Мой вам совет — берите быка за рога и не упускайте момента, общайтесь со своим начальником всеми доступными средствами: очно — заочно, лично — по телефону или еще как-то.

Но есть и обратная сторона этой медали: нельзя переходить тонкую границу уместности и адекватности! Нельзя звонить с малозначащими и тривиальными вопросами, особенно с теми, которые вы сами должны были решить, подготовить, согласовать, но по какой-то причине этого не сделали и предлагаете своему боссу взять их на себя. Это попросту нельзя... Да мало ли чего нельзя! Все это — вопросы вашей адекватности как личности.

Оказываясь в лифте один на один с крупным начальником, лучше затеять невинный разговор о погоде, в конце концов, но не спрашивать его: «Как у нас дела?». Я был свидетелем подобного вопроса, обращенного к президенту крупной компании юным инженером. И это было началом конца его карьеры. Исторический факт: некоторые карьеры рушились именно из-за неуместных вопросов в лифте! Близость не означает доступность и отмену ограничений. Близость означает лишь хорошую возможность доказать свою адекватность и продемонстрировать интеллект. Если есть хоть малейшие опасения в том, что это получится, лучше вовсе не входить в этот злосчастный лифт.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Город без движения
Фалалеев Дмитрий
Порой коллеги — лучшие коучи
Манфред Кетс де Врис