Как сделать презентацию действительно запоминающейся | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как сделать презентацию
действительно запоминающейся

В большинстве речей вы стараетесь задействовать явную память ваших слушателей

Автор: Арт Маркман

Как сделать презентацию действительно запоминающейся

читайте также

Держать ответ

Андреа Руттенберг,  Джон Митчелл,  Кармел Дибнер,  Одри Трипп,  Уэйн Хуан

Лингвистика без лингвистов

Евгения Чернозатонская

Почему стремление понравиться мешает вашей карьере

Франческа Джино

Простейший способ перезапустить свой мозг

Стикголд Роберт

читайте также

Большинство статей об искусстве публичных выступлений основано на структуре и стиле презентации. Подчеркивается важность различных историй, которые подогревают интерес публики, а также ценность подведения итогов в конце речи. Эти рекомендации касаются и многих других особенностей выступления, вплоть до того, как нужно стоять и как жестикулировать или складывать руки в ходе него.

В основе же любой презентации лежит фундаментальная и в то же время очевидная сверхзадача, которой зачастую пренебрегают, концентрируясь на стандартных практиках помощи ораторам, а именно — овладение умами слушателей. Чтобы достичь этого эффекта, вам будет нужно, чтобы вас запомнили. А для этого необходимо понимать, как информация оседает в памяти людей.

В большинстве речей вы стараетесь задействовать явную память ваших слушателей. Явная память фиксирует те моменты выступления, которые они впоследствии смогут воспроизвести у себя в голове. Или, по крайней мере, будут осознавать, что уже слышали информацию от вас, когда столкнутся с ней в будущем.

Навыки и способности образуют пласт так называемой процедурной памяти. Формирование процедурной памяти происходит в течение достаточно большого промежутка времени и подразумевает повторяемость действий — в противном случае вы не сможете ничему научиться. Подумайте, сколько времени вам потребуется, чтобы научиться печатать «вслепую», играть на музыкальном инструменте или заниматься определенным видом спорта. Если вы хотите, чтобы ваши слушатели смогли освоить что-то новое, вы должны разработать упражнения, которые помогли бы им приобрести необходимый опыт. Затем вы должны помочь вашей целевой аудитории разработать план в отношении того, когда и где они будут практиковаться, чтобы освоить тот или иной навык.

Впрочем, в большинстве случаев вы стремитесь все-таки задействовать явную память ваших слушателей.

И именно здесь многие выступления и терпят крах. Как правило, ораторы склонны полагать, что если найти способ убедительно и ясно изложить свою мысль, суметь ее донести уверенно и четко, то люди уж точно запомнят ее.

В действительности десятилетия, проведенные за изучением работы человеческого мозга и свойств памяти, позволяют выделить три фактора, которые вы можете использовать, чтобы ваши выступления были поистине запоминающимися.

Установите четкую последовательность изложения. Во-первых, существует мощный эффект последовательности. Первое утверждение в предложении запоминается лучше всего. Информация, представленная ближе к концу речи, также достаточно хорошо запоминается (хотя и не так ярко, как первые слова). Середина выступления откладывается в памяти хуже всего. Это значит, что самые важные вещи вам стоит говорить в самом начале или в самом конце.

Одним из преимуществ часто используемой стратегии под названием «говорите людям то, что собирались сказать, произнесите это, а затем переходите на то, что уже было сказано» является то, что она предлагает обзор ключевых моментов вашей презентации с двух временных позиций, что позволит вашей аудитории запомнить их с наибольшей вероятностью. К сожалению, многие ораторы начинают свою речь с расслабляющего анекдота, который лишь вскользь затрагивает тему обсуждения. Впоследствии слушатели легко смогут вспомнить анекдот, однако это не поможет им зафиксировать в памяти то, что им действительно стоило бы знать.

Выстраивайте взаимосвязи. Связи между элементами играют большую роль в процессе запоминания. Ваша память в первую очередь отсекает бессвязные куски информации. В качестве аналогии я привел в своей книге «Smart Thinking» пример с тарелкой арахиса. Если вы каждый раз вытаскиваете по одному орешку, то, чтобы получить три, вам приходится трижды притрагиваться к тарелке. Однако если вы зальете всю тарелку карамелью, вам придется вытащить целый сладкий кусок. На третий раз в тарелке, скорее всего, не останется уже ничего. Память функционирует похожим образом. Выстраивая связи между различными аспектами вашей речи, вы достигаете «эффекта арахисе в карамели» в памяти людей и в итоге обеспечиваете их бОльшую вовлеченность в процесс обсуждения.

Заставьте вашу аудиторию работать. Для того чтобы информация осела в явной памяти, требуются определенные усилия. Чем глубже ваши слушатели пытаются вникнуть в то, о чем вы говорите, тем больше вероятность того, что они запомнят те вещи, которые вы скажете им позже. Парадоксально, но факт: если ваша презентация чересчур «зализанная», вы не заставите аудиторию задумываться и рассуждать, чтобы понять мысли, которые пытаетесь донести до нее. В итоге ваша речь запоминается значительно хуже. Подумайте об этом как о парадоксе выступлений на конференции TED. Мой опыт показывает, что коллеги частенько помнят, что слышали ту или иную речь, но совершенно не могут воспроизвести ее содержание даже примерно — а все потому, что презентация была слишком отполированной и не требовала размышления.

В то же время это не означает, что вы можете произносить сумбурный текст. Вы просто-напросто должны предоставлять вашим слушателям поле для рассуждения и составления собственных выводов. Возможно, вы предложите им сделать выбор в пользу одного из альтернативных вариантов. Задавайте аудитории вопросы и заставляйте их делать предположения о том, что правильно и что неправильно до того, как давать готовый ответ. В конце речи повторите основные постулаты, стимулируя публику прийти к своим собственным выводам. Когда люди самостоятельно приходят к тем или иным заключениям, они намного быстрее запоминают их по сравнению с простым восприятием выводов на слух, от другого человека.

Работая над своими выступлениями, отталкиваясь в первую очередь от желаемого воздействия на слушателей, вы сможете достичь большего, если будете нарабатывать опыт, увеличивающий ваше влияние. Выступления — это скоротечная возможность в буквальном смысле забраться в головы ваших слушателей. Не тратьте время попусту, когда вы оказываетесь там.

Об авторе. Арт Маркман (Art Markman) — профессор психологии и маркетинга Техасского университета в Остине, автор 150 научных работ и нескольких книг, среди которых «Smart Thinking», «Smart Change» и «Habits of Leadership».