Хотите развить творческие способности? Забудьте об эффективности | Harvard Business Review Russia
Личные качества и навыки

Хотите развить творческие способности? Забудьте об эффективности

Арт Маркман
Хотите развить творческие способности? Забудьте об эффективности

Существует некое фундаментальное противоречие между эффективностью и креативностью. Менеджеры не смогут добиться выдающихся результатов в творческой сфере, если не признают этого факта.

Люди, демонстрирующие высокие показатели, как правило, придерживаются четких процедур и регламентов. Так они постепенно и планомерно идут к намеченным целям. Они эффективно используют свое время.

Все это не работает… с креативностью.

Творчество требует времени и пространства для развития. Мы можем быть время от времени активно вовлечены в творческий процесс, однако систематизировать его вряд ли возможно. В частности, креативность основывается на знании. Практически любая творческая мысль означает поиск новых способов применения уже существующих знаний. Таким образом, появляется принципиально новый подход, основанный на старых представлениях и идеях. Изобретатель и промышленный дизайнер Джеймс Дайсон разработал инновационную модель пылесоса, исследуя циклонную фильтрацию. Фиона Файерхерст создала более практичный гидрокостюм, изучая структуру кожи акулы. Жорж де Местраль изобрел для одежды «липучку», наблюдая за колючками репейника.

Это означает, что людям нужно время, чтобы изучить вещи или предметы, которые могут напрямую и не относиться к их роду деятельности. Их творческие идеи будут основываться именно на сформированной таким образом обширной базе глубоких знаний.

Более того, творческие проекты редко подразумевают планомерное, ступенчатое развитие. Напротив, творчество предполагает, что вы будете много раз пробовать и ошибаться, в том числе блуждать в темноте, прежде чем сможете найти верное решение.

Подобная деятельность — формирование базы знаний и ее анализ — требует времени. Просто выделить несколько часов тут и там не поможет, если вы заняты поисками поистине революционных идей. Чтобы зародилась яркая мысль, порой стоит потратить многие часы на приобретение знаний в новой для себя области. В другой же раз будет достаточно краткого разговора с коллегой. Именно поэтому творческие люди могут выглядеть подозрительными бездельниками до тех пор, пока не наступает прорыв.

Разница между эффективностью и креативностью позволяет понять, почему многие компании хотят больше творчества от своих сотрудников, чем те могут им предложить.

Читайте материал по теме: Осознанное восприятие может изменить ваш головной мозг

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Вредная мужественность
Мейерсон Дебра,  Робин Эли
Брачный договор для СП
Кроувиц Гордон
Секундомер для курильщика
Елена Горелова / «Ведомости»