Как два слова могут перевернуть вашу жизнь и карьеру | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как два слова могут перевернуть вашу жизнь
и карьеру

Деловые люди переформулируют этическую проблему как проблему чисто предпринимательской сферы.

Автор: Марк Чассил

Как два слова могут перевернуть вашу жизнь и карьеру

читайте также

Попробуйте перейти на шестичасовой рабочий день

Современный сексизм: что о нем говорят ученые

Стефани К. Джонсон

Без чего не сможет обойтись настоящий лидер

Дэниел Гоулман

Чего я стою на самом деле?

Тони Шварц

Я люблю свою работу — исследования, преподавание в области стратегии и конкуренции. Мой ум всегда активен. Мне нравится делать научные открытия. Нравится помогать людям в принятии решений, которые поспособствуют им достичь желаемого.

Но, возвращаясь мысленно к своему детству, я не вижу, чтобы я прямо-таки мечтал о подобной судьбе: когда вырасту, буду помогать крупным корпорациям становиться еще крупнее. Определенно — нет. В детстве меня нисколько не интересовали телекоммуникации, фармацевтика, производство компьютеров, нефть, газ, товары для красоты и здоровья, медицинская аппаратура, авиалинии и кораблестроительство — все то, для чего я теперь делаю симуляторы и компьютерные бизнес-игры. Я не задумывался в детстве, сводится ли ответственность топ-менеджеров лишь к приумножению богатства акционеров. Полеты с пересадкой в Атланте не входили в мои планы.

Но постепенно все это — корпорации, отрасли промышленности, акционеры, Атланта — сделалось основным содержанием моей жизни. Я получил MBA, освоил бухгалтерию и изучал в Военной академии (Вест-Пойнт) такие предметы, которые помогли мне стать генералом от экономики. И я люблю эту работу, просто это не то, чего я ждал от жизни — я и не знал, чего следует ждать, и не мог сделать подобный выбор сознательно.

Теперь меня беспокоят нечестные способы ведения бизнеса в мире, ведь эти поступки совершают люди, которые едва ли мечтали о них в детстве. Что побуждает человека разрабатывать программное обеспечение автомобиля, чтобы умышленно скрывать уровень загрязнения? Что побуждает рекламировать продукты, вызывающие привыкание и грозящие смертью? Как можно во имя эффективности приговорить живые существа на жизнь и смерть на доле квадратного метра (вы видели, как устроены современные птицефабрики?).

В книге «Just Babies: The Origins of Good and Evil» Пол Блум доказал, что даже маленькие дети не приемлют обмана и несправедливости. Но потом они вырастают, и, как рассказывают в книге «Blind Spots: Why We Fail to Do What's Right and What to Do about It» Макс Базерман и Энн Тенбрунсел, деловые люди переформулируют этическую проблему как проблему чисто предпринимательской сферы. «Это всего лишь бизнес», — говорят они, оправдывая сомнительные поступки. И что тогда происходит с фидуциарными обязанностями? (Кстати, «это всего лишь политика» и «ничего личного» — из серии таких же оправданий.)

Мне хватило двух слов из уст подростка, чтобы задуматься, как я изменился на пути от школьника до обладателя диплома MBA. Нет, я не способствовал загрязнению атмосферы, развитию разного рода зависимостей и не приносил жертв во имя эффективности, но все же мне пора было опомниться, и я бесконечно благодарен тому тинейджеру.

Шестнадцать лет назад я участвовал в семинаре «The Basic», одном из PSI Seminars, способствующих самопознанию. Там есть такое упражнение: каждому отводится минута, чтобы рассказать, чем он или она гордится, а остальные внимательно слушают. Это непросто, поскольку многие стесняются «хвастаться», а закончив, нужно еще выслушать слова поддержки от других членов группы, и это тоже довольно трудно, потому что люди не привыкли к похвале и они пытаются уклониться от нее или же вовсе свести к минимуму.

Когда настала моя очередь, я рассказал о дипломах и степенях, полученных в университетах, входящих в Лигу Плюща, о деловых поездках и достижениях, о публикациях и лекциях, об изобретениях. Я ли не молодец?!

А потом начались слова поддержки. Кто-то сказал, что эти достижения впечатляют, кто-то — что речь звучит здорово. А пятнадцатилетний парень с невинной улыбкой произнес те единственные два слова, какие я за все время занятий слышал от него: «Хорошее начало».

По правилам семинара я должен был только слушать и внешне я повиновался, но внутри так и кипел: Хорошее начало? Этот мальчишка вообще слушал, о чем я рассказывал? Он что-нибудь понял? Как это — начало?

А потом я, возможно, первый раз за день поступил мудро, а не умно. Я стал размышлять: что же все-таки это значит? Это упрек? Шутка? Комплимент? Парню всего пятнадцать — может быть, он плохо разбирается в том, о чем я пытался рассказать?

А потом я поступил еще мудрее (второй раз за день!). Я проанализировал свое выступление и убедился, что всю свою «минуту славы» говорил только о карьере. Это не плохо, это даже нельзя назвать неправильным, но двухсложное замечание пятнадцатилетнего незнакомца заставило меня призадуматься: горжусь ли я своей жизнью в целом?

Работу свою я по-прежнему люблю, но я внес необходимые коррективы и в нее, и в другие аспекты своей жизни. Я написал книгу о самопознании, ведь у меня уже был отличный заголовок: «Хорошее начало».

Когда наш курс бизнес-школы праздновал 35-летие выпуска, мне предложили выступить с речью «о чем угодно». Я подумал, стоит ли поговорить о стратегии — и подумал о «хорошем начале». И выбрал «хорошее начало». Потому что мне этого хотелось.

Вот вам простой рецепт для устроения жизни:

  1. Поймите, что вызывает у вас слезы радости.

  2. Побольше вещей из пункта №1.

Это для начала. Для хорошего начала.

Об авторе. Марк Чассил — учредитель и глава Advanced Competitive Strategies, Inc. Он проводил игровые бизнес-войны, обучал стратегическому мышлению, а также применяет стратегические имитации для компаний из рейтинга Fortune 500 по всему миру.