Как оставаться востребованным всю жизнь | Harvard Business Review Russia
Личные качества и навыки

Как оставаться востребованным всю жизнь

Александр Лазуткин
Как оставаться востребованным всю жизнь

В глазах работодателя ценность любого специалиста, от вчерашнего студента до генерального директора, сводится к сумме двух его характеристик: набора компетенций и потенциала, то есть способности решать вопросы в будущем.

Способность решать вопросы сначала растет очень быстро, затем ее рост нивелируется. Выходит выпускник на свою первую работу — все новое, непонятное, каждый день масса новой информации; голова пухнет, кажется, что человек никогда не справится. Через неделю начинает проясняться что и как, через три месяца — он уже ориентируется, через полтора года ему становится скучно. После первого бизнес-цикла (в большинстве компаний он равен одному году) рост способности решать вопросы практически останавливается, потому что далее идет просто повтор пройденного. Опыт десяти лет часто является опытом одного года, повторенным десять раз. На графике это выглядит примерно так:

На самом деле дальний конец графика даже немного опускается, потому что жизнь идет вперед, а специалист на своей конкретной работе может перестать следить за новейшими веяниями в своей области, мол, «это все не у нас».

Вторая важная для работодателя характеристика сотрудника — его потенциал. Потенциал падает по мере продвижения человека по жизненному пути, с каждым новым выбором, сделанным явно или по умолчанию. Родился малыш: кем он может стать? Да кем угодно! В самых амбициозных фантазиях — новым президентом страны; первым космонавтом, высадившимся на Титане; создателем революционного препарата-панацеи. Однако проходит время, и к двадцати двум годам в целом становится ясно, что никогда он не станет главой крупной фармацевтической корпорации, а будет, например, хорошим бухгалтером. График падения потенциала выглядит примерно так:

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать