Как заинтересоваться неинтересным и понять сложное | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как заинтересоваться неинтересным и
понять сложное

Четыре совета тем, кто умирает от скучных и непонятных дел

Автор: Барбара Оакли

Как заинтересоваться неинтересным и понять сложное

читайте также

Генеральный директор Best Buy о своем «романе» с интернетом

Данн Брайан

Cтоит ли переезжать ради карьеры

Ребекка Найт

10 вопросов, которые помогут совету директоров спасти компанию

Тазим Эссани,  Эндрю Уайт,  Эрик Уилкинсон

«Когда я впервые вышел с идеей создания вакцины за полгода, наши ученые покрутили пальцем у виска»

Альберт Бурла

В юности я ненавидела математику: получала неуды или с трудом дотягивала до конца курса. Окончив школу, я больше всего радовалась тому, что мне больше никогда не придется браться за учебник по математике или какой-нибудь другой точной науке. Математика казалась мне бессмысленной и бесполезной и к тому же вызывала ощущение болезненного бессилия; то же самое относилось и к урокам информатики.

В те годы я бы пришла в ужас от одной только мысли, что я стану профессором технических наук, полюблю математику и буду чувствовать себя как рыба в воде в мире технологий. Опираясь как на личный опыт, так и на изученные мной научные труды, я пришла к выводу, что возможно увлечься теми областями знания, которые ранее казались занудными или вызывали ненависть, а со временем и полюбить их. В сегодняшнем стремительно меняющемся мире способность выработать в себе интерес к новым наукам или новым аспектам жизни приобретает особую значимость. И вот что нужно для этого сделать.

Найдите мотивацию. Первый шаг в деле развития интереса к нелюбимому предмету — определить причину, по которой вам нужно начать в нем разбираться. Один из мощных источников мотивации — желание изменить свою жизнь к лучшему. Стремление повысить качество жизни позволяет мысленно сопоставить ваш текущий статус (допустим, вы секретарь) и желаемую должность (скажем, дипломированный бухгалтер). Для меня мысленный контраст между занимаемым мной положением — низший ранг в армии — и многочисленными карьерными возможностями, открывающимися перед штатскими, послужил сильным стимулом что-то изменить. Именно поэтому в возрасте 26 лет я предприняла попытку повторно изучать школьный курс математики, чтобы, возможно, стать инженером.

Преодолейте боль. Даже мысль о том, что нам не нравится или не хочется делать, может активировать дорсальную поверхность островковой доли коры — участок мозга, отвечающий за наше восприятие боли. Это значит, что, например, мысли о математике, если вы ее терпеть не можете (или изучение английского, если вы не любите этот язык), может вызвать настоящую физическую боль. В результате мозг начинает отвлекать ваше внимание от объекта, послужившего причиной неприятных ощущений. Другими словами, вы начинаете прокрастинировать.

Лучший способ справиться с прокрастинацией — использование «техники помидора», простой методики тайм-менеджмента, разработанной Франческо Чирилло. Она включает в себя несколько шагов:

    Выключите все, что может вас отвлечь (никаких оповещений на экране телефона или компьютера)

    Поставьте таймер на 25 минут

    На протяжении этих 25 минут постарайтесь максимально сконцентрироваться на поставленной задаче

    По окончании этого времени вознаградите себя по меньшей мере пятью минутами приятных дел (послушайте музыку, пообщайтесь с друзьями, выпейте кофе).

    Я очень жалею, что не знала о существовании «техники помидора», когда перенастраивала свой мозг. Короткие перерывы в работе помогают усвоить изученный материал и достичь понимания темы, не впадая в фрустрацию. Кстати, о фрустрации…

    Усвойте, что не понять что-то с первого раза — абсолютно нормально. Люди часто не осознают, что у мозга существует два совершенно разных способа познавать окружающий мир. Первый мозг задействует, когда необходимо сконцентрироваться на информации, которую вы пытаетесь проанализировать или изучить — в психологии он получил название сфокусированного, или активного. Второй способ познания относится к ситуациям, когда мы не акцентируем внимание на какой-то отдельной задаче. В этот момент мозг использует основные нейронные сети, находясь в состоянии покоя и расслабленности — то есть активируется диффузный, а не сфокусированный режим мышления.

    Большинству людей необходимо попеременно задействовать оба типа мышления, чтобы усвоить тему. Когда вам не удается сделать что-то с первой попытки, это не значит, что вы безнадежно тупы. Вам просто нужно немного времени, чтобы переключиться на диффузный режим мышления, который даст возможность посмотреть на задачу под другим углом зрения.

    Никто никогда не говорил мне, что не понимать что-то — нормальное явление. И это послужило причиной моих предыдущих неудач в освоении математики. Я искренне верила, что каждая новая тема должна была моментально усваиваться в моем мозгу. Поскольку этого не произошло, я списала все на отсутствие у меня каких-либо способностей к математике и оставила попытки что-то понять. Лишь годы спустя, после того как служба в армии перевернула мою жизнь, я решила доказать себе, что я действительно могу овладеть точными науками.

    Заведите коллекцию нейронных «блоков». Когда учение дается нам тяжело, мы часто ограничиваемся поверхностным знанием вместо досконального изучения. Однако никто и никогда не может спеть песню с первого раза и больше не репетировать. Развитие профессионального мастерства подразумевает автоматическое применение основных ключевых понятий и инструментов.

    Попробуйте выполнить следующее упражнение, если ваша работа связана с точными науками (вы можете с легкостью использовать схожее упражнение для других дисциплин). Проверьте, сможете ли вы решить сложную задачу, пользуясь лишь листом бумаги для вычислений и не подглядывая в ответы. Если нет — попробуйте еще раз. И еще раз, и еще — и так несколько дней. Каждый новый день кропотливой работы и последующий сон укрепляют ваши новые нейронные паттерны — «блоки» обучения. Вскоре вы обнаружите, что можете «спеть» задачу в уме — достаточно одного взгляда на нее, чтобы этапы решения быстро выстроились в вашем мозге. Вы «разблокировали» материал. Но не обманывайтесь: необходимо затратить много времени для поиска решения проблемы на листе бумаги, прежде чем вы разовьете в себе способность находить ответ в уме.

    По мере увеличения коллекции нейронных блоков, посвященных решению различных задач, вы приобретаете новые знания и опыт в сфере вашей деятельности. А чем обширнее ваши специальные знания, тем больше вам будет нравиться то, что вы изучаете. Ежедневная тренировка и создание нейронных блоков играют важную роль не только в изучении точных наук, но практически во всех областях знания: освоении иностранных языков, спорте, музыке, танцах — даже при обучении вождению.

    С помощью этих четырех шагов вы сможете пробудить интерес к областям знания, которые не особо вам нравятся. В некоторых случаях потребуется больше времени, чтобы достигнуть настоящего мастерства, но описанный в этой статье подход поможет вам справиться со всеми трудностями. Как и я, вы удивитесь, какие некогда ненавистные вещи вы способны полюбить. 

    Об авторе. Барбара Оакли — исследователь в области глобального цифрового обучения университета Макмастера, автор книги Mindshift: Break Through Obstacles to Learning and Discover Your Hidden Potential.