Шесть советов тем, кто плачет на работе | Harvard Business Review Russia
Личные качества и навыки

Шесть советов тем, кто плачет на работе

Мелоди Уилдинг
Шесть советов тем, кто плачет на работе
Фото: Ben White / Unsplash

«Вы в порядке?» — спросила меня незнакомка и потрепала по плечу, пока я стояла возле корпоративного офиса на Манхэттене. Я подняла на нее красные, заплаканные глаза и вытерла слезы.

Несколько минут назад на общем совещании начальник отпустил в мой адрес уничижительный комментарий, принизив мой профессиональный опыт и подготовку. Его замечание сломило меня. Оно стало последней каплей, переполнившей чашу и без того непомерной нагрузки. Я хотела дать отпор и вступиться за себя, но голос сорвался, а в горле образовался комок. Сдерживая слезы, я смогла только пробормотать «извините», выбежать за дверь и скрыться с глаз коллег.

В те минуты я очень сожалела и стыдилась своей реакции. Тогда я еще не знала, что вошла в группу из 45% профессионалов, когда-либо плакавших на работе. Я также отношусь к 20% сверхчувствительных людей — тем, кто очень глубоко думает и чувствует. Десятилетия исследований доказывают, что чувствительность не равна слабости, а скорее является следствием особенностей работы мозга. У сверхчувствительных людей зоны, связанные с эмоциями, самосознанием и яркостью переживаний, работают активнее, чем у других людей.

Возможно, вам тоже доводилось плакать на работе, когда что-то пошло не так во время очередной профессиональной аттестации или, скажем, когда вы получили плохие новости, касающиеся членов семьи. Несмотря на то, что мы привыкли ассоциировать плач с потерей и горем, часто он может быть реакцией на гнев. Многие плачут, когда испытывают злость, разочарование или тревогу, а также в тех случаях, когда по-настоящему горят своим делом. За прошедший год клиенты неоднократно спрашивали меня, как восстановить свою репутацию после плача на работе. Это неудивительно, поскольку в последнее время люди испытывают небывалый стресс, а мы регистрируем рекордные уровни выгорания. В результате эмоции — а вместе с ними и вероятность слез — зашкаливают, и удаленные команды в этом смысле не исключение. Вместо того, чтобы по традиции уходить в туалетную комнату, теперь люди восстанавливают самообладание, выключая камеру ноутбука.

Если вы когда-нибудь плакали на работе, то знаете, как неловко человек чувствует себя потом. Мы беспокоимся о том, что о нас подумают коллеги и как внезапная вспышка чувств скажется на нашем профессиональном статусе (это особенно касается женщин). Какие шаги можно предпринять, чтобы свести к минимуму последствия эмоциональной вспышки и сохранить репутацию? Вот что поможет вам вернуться к работе сильным и уверенным в себе профессионалом.

Сместите фокус

Расплакаться на работе не значит загубить карьеру. Исследования говорят о том, что люди гораздо более эмпатичны, чем мы привыкли думать. По данным опроса более 2 тыс. руководителей высшего звена, 44% респондентов считают, что время от времени плакать на работе — нормально, а еще 30% полагают, что это никак не сказывается на профессиональном восприятии человека.

Помня об этом, проявите к себе сострадание. Воздержитесь от резкой самокритики и осуждения, только усугубляющих боль. Вместо этого скажите себе, что один инцидент вас не определяет и что трудности — это часть жизни. Напомните себе, что эмоции в работе не только нормальны и естественны, но при правильном обращении они же могут стать вашей суперсилой. И пусть момент, когда вы расплакались на работе, не был таким уж приятным, у эмоций есть обратная сторона: именно они помогают вам принимать верные решения и сопереживать другим.

Дайте себе пространство

Под натиском эмоций мы теряем форму. Поэтому, когда вы почувствуете, что готовы расплакаться, попросите сделать паузу в разговоре. Возьмите пятиминутный перерыв на то, чтобы выйти из комнаты или выключить камеру и привести себя в порядок. Быстрая смена обстановки и несколько глубоких вдохов творят чудеса и помогают справиться даже с сильными эмоциями.

По данным исследований, руководители, привыкшие активно управлять ситуацией — в том числе умеющие сменить внешнее окружение, чтобы снизить влияние эмоций — лучше справляются со своими реакциями. Признание своей потребности в пространстве и умение дипломатично донести ее до окружающих свидетельствуют о наличии самоконтроля и эмоционального интеллекта — двух незаменимых лидерских качествах, которые и отличают высокоэффективных сотрудников от остальных.

Отреагируйте на свои слезы с достоинством

Часто наша первая инстинктивная реакция на слезы — извиниться за «излишнюю эмоциональность» и доставленные другим неудобства. Постарайтесь так не делать, поскольку это ставит вас в невыгодное положение. Вы не только предлагаете потенциально ложные интерпретации, но и принижаете себя. Также стоит постараться не подавлять эмоции и не притворяться, будто их нет. Как я часто повторяю, то, чему вы сопротивляетесь, остается с вами дольше всего, то есть чем дольше вы боретесь с эмоциями, тем сильнее они становятся.

Гораздо лучше прокомментировать свое поведение с позиции силы. Для начала признайте свою реакцию, а не пытайтесь ее скрыть. Скажите что-то вроде: «Как видите, я очень заинтересована в успехе проекта. Именно поэтому я так эмоционально реагирую/отреагировала». Согласно одному исследованию, сотрудники, которые объясняют свои слезы вовлеченностью, воспринимаются как более компетентные и перспективные.

Сосредоточьтесь на последующих действиях

Эффект новизны предполагает, что люди запоминают последние поступки друг друга, поэтому, если вы хотите сохранить или восстановить свою репутацию после эмоциональной вспышки на рабочем месте, сосредоточьтесь на создании положительного впечатления при следующем взаимодействии с коллегами. Старайтесь искать решения и ориентироваться на будущее. Например, вы можете сказать следующее:

    • Я очень ценю наши рабочие отношения и желаю успеха проекту. Когда мы сможем собраться еще раз и вместе решить, как будем двигаться дальше?

    • Спасибо за обратную связь. Я ценю то, что сегодня вы поделились со мной своим видением, и работаю над практическими шагами для реализации всего, что мы обсудили.

    • Я так бурно отреагировал (-а) сегодня, поскольку с трудом справляюсь со скоростью изменения приоритетов в компании. Хотелось бы вместе с вами проанализировать свою рабочую нагрузку и определить, что можно делегировать, а от чего можно отказаться на данный момент.

В дальнейшем приложите чуть больше усилий для достижения результата. Сделав больше положенного, вы продемонстрируете свою устойчивость, выдержку и приверженность делу.

Выработайте план на будущее

Часто мы плачем из-за того, что оказываемся застигнуты врасплох и не знаем, как справиться с нахлынувшими чувствами. Это особенно актуально, если вы относитесь к категории сверхчувствительных людей. Вот почему так важно вооружиться стратегией, которая поможет направить эмоции в нужное русло, прежде чем они возьмут над вами верх.

Вы можете успокоиться и удержаться от слез, освоив технику контроля дыхания. До, после или во время стрессовой ситуации попробуйте дышать «по квадрату» — именно этой техникой пользуются бойцы морского спецназа. Держите рядом стакан с ледяной водой. Как только почувствуете, что вот-вот расплачетесь, а в задней части горла, называемой голосовой щелью, уже стоит ком, выпейте стакан до дна. Или выместите свое беспокойство на небольшом предмете, вроде мячика для снятия стресса, медальона или ручки.

При необходимости обратитесь за дополнительной помощью

Время от времени плакать на работе — нормально. Но если вы регулярно плачете в офисе, было бы разумно обратиться за поддержкой к психотерапевту. Привлеките к работе со специалистом тех, кто оказывает негативное воздействие на вас, если это возможно в вашей компании. Найдите время, чтобы оценить, насколько окружающая вас рабочая среда стимулирует ваш рост и помогает поддерживать психическое благополучие.

Помните, что людям свойственно испытывать эмоции. То, насколько вы хороший руководитель, зависит от того, как вы реагируете и отзываетесь на возникающие эмоциональные реакции. Взяв на себя ответственность и присвоив себе собственные чувства и реакции, вы продемонстрируете внутреннюю силу и уверенность в себе, а люди это уважают.

Об авторе

Мелоди Уилдинг (Melody Wilding) — лицензированный социальный работник, консультант руководителей высшего звена и автор книги «Trust Yourself: Stop Overthinking and Channel Your Emotions for Success at Work».

советуем прочитать