«Я мою за всеми посуду»: почему менеджеры испытывают стресс из-за смены уровня власти | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Я мою за всеми посуду»: почему менеджеры испытывают стресс из-за смены
уровня власти

Как убрать дисбаланс сил от перепадов в уровне влияния

Авторы: Джейк Гейл , Майкл Шерер , Тревор Фулк , Эрик Анисич

«Я мою за всеми посуду»: почему менеджеры испытывают стресс из-за смены уровня власти
Yaroslav Danylchenko/Stocksy

читайте также

Математика справедливости

Лапаева Валентина

Новая роль для менеджера среднего звена

Брайан Эллиотт

«Стали ли мы счастливее людей, которые жили десятки тысяч лет назад? Думаю, что нет»

Анастасия Миткевич

Зачем и как менеджеру нужно рассказывать команде о себе

Джиа Стормс

Многим из нас приходилось бессчетное количество раз отвечать на вопрос: «Чем вы занимаетесь?» Большинство людей ответят что-то вроде «я менеджер проектов», «я специалист службы техподдержки» или «я вице-президент по продажам».

Но название должности не содержит глаголов. Вы можете сообщить о своем формальном положении в иерархии организации, но оно совершенно необязательно будет отражать, насколько авторитетным вы чувствуете себя на работе каждый день и каждую минуту.

Например, вот что говорят двое наших знакомых, Нина и Морган, о том, как они ощущают свое влияние на работе.

«Я устанавливаю сроки выполнения проектов для каждой интегрированной команды и слежу за их соблюдением, сообщаю им, каких результатов они должны достичь, и одобряю финансирование решений… Многие приходят ко мне с вопросами или за советом, в том числе главный инженер. Я за многое отвечаю и часто чувствую свой авторитет», — говорит Нина.

«Я слежу за чистотой на офисной кухне. Рассылаю письма по электронной почте и размещаю таблички. Ничего из того, что я делаю, не влияет на других. В конце концов, я просто мою за всеми посуду… Когда я не в офисе, я нахожусь в разъездах, пытаясь организовать информационные мероприятия для потенциальных клиентов в незнакомых городах. Я часто засиживаюсь допоздна, рассылая приглашения незнакомым людям, а приходят всего человек пять. Я часто в тревоге смотрю на двери в надежде, что придет кто-то еще! Мне бывает очень неловко. В такие моменты я чувствую себя выжатым и думаю, что от меня ничего не зависит», — рассказывает Морган.

Прочитав написанное выше, вы можете решить, что Нина — руководитель высшего звена, а Морган занимает позицию нижнего уровня. Однако должность Нины — «административный помощник», а Моргана — «вице-президент и управляющий директор по Северной Америке».

Почему ощущения влияния у Нины и Моргана не соответствуют их должностям? И почему это важно? Наше исследование показывает, что личные впечатления о собственном авторитете могут значительно отличаться от того, что следует из названия должности. Мы обнаружили, что эти ощущения могут колебаться в разные дни. Важно отметить, что эти колебания могут дорого обходиться и негативно сказываться на психологическом состоянии.

Как изменение влияния может вести к стрессу

Опыт, описываемый Ниной и Морганом, кажется несовместимым с их формальными должностями, но его нельзя назвать нетипичным. Он отражает разницу между объективной должностной властью и субъективным ощущением власти. Должностная власть включает контроль над ценными ресурсами (наем и увольнение сотрудников, распределение бюджета, управление подчиненными и т. д.) и обычно отражена в названии должности и положении в организационной структуре. С другой стороны, субъективное ощущение власти определяется внутренним восприятием личного влияния в отношении с другими людьми.

Должности и другие индикаторы должностной власти статичны и больше говорят об этапе карьеры сотрудника, чем о повседневном субъективном опыте. В реальности опыт сотрудников, вероятно, будет меняться в разные моменты времени и вызывать самые разные чувства, связанные с субъективным ощущением власти. Для большинства колебания между психологическим состоянием сильного и слабого влияния (или наоборот) в различных ситуациях являются относительно распространенным явлением. Если привести пример из нашей собственной жизни, то в один и тот же день мы можем опубликовать статью в Harvard Business Review и получить отказ от редактора научного журнала и анонимных рецензентов по поводу исследовательского проекта, на который были потрачены годы труда.

Недавно мы попытались выяснить, как колебания уровня авторитета влияют на внутреннее состояние сотрудников на работе. В четырех исследованиях мы обнаружили, что этот опыт негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии человека. Например, в одном из исследований с участием 616 студентов использовалась компьютерная имитация организационной модели с изменением уровня влияния в разных степенях. Выяснилось, что, чем больше участники переключались между ощущением сильного и слабого влияния, тем чаще сообщали о психологическом дискомфорте. В другом исследовании мы ежедневно в течение 10 дней просили 100 сотрудников оценить свои переживания и состояние. Каждый день они по несколько раз сообщали об ощущаемом уровне влияния, уровне стресса и соматических симптомах (например, головной боли или переутомлении глаз). Мы обнаружили, что, чем больше колебался уровень влияния сотрудников в течение дня, тем больше стресса и соматических симптомов они испытывали в этот день.

Эти данные показывают, что стресс на работе может быть скорее обусловлен не собственно должностью, а тем, что мы делаем, и насколько чувствуем себя при этом в силах или не в силах влиять на происходящее. Почему так?

Одно из потенциальных объяснений состоит в том, что любая должность включает в себя разные функции, каждая из которых ассоциируется с определенным набором обязанностей и способов действия. Когда эти модели поведения кажутся несовместимыми друг с другом или когда времени на осуществление всех требований недостаточно, сотрудники часто испытывают стресс, и в целом это негативно сказывается на их общем ощущении благополучия. Роли с высоким и низким уровнем влияния связаны с принципиально разными ожиданиями и образом мыслей, и если вы постоянно переключаетесь между ними, это создает напряжение, с которым сложно справляться.

Например, от сотрудников с низким уровнем власти часто ожидают, что они будут вести себя тихо и скромно, обращаться за указаниями к старшим коллегам и не станут раскачивать лодку. С другой стороны, от авторитетных сотрудников часто ожидают настойчивости и активности, стремления взять контроль над ситуацией в свои руки и навязать свою волю другим. Если работа требует от вас того и другого, вы можете испытывать стресс, так как для вас (и других сотрудников организации) это взаимоисключающие ожидания. Вот что мы обнаружили в своих исследованиях: при более сильных колебаниях в воспринимаемой степени собственного влияния сотрудники испытывают более сильное напряжение от переключения между функциями разного уровня, и это сильнее вредит их психологическому и физическому самочувствию.

Стратегии по сокращению частоты колебаний уровня влияния

К счастью, существуют способы справиться с отрицательными последствиями подобных эмоциональных перепадов. Ниже мы предлагаем несколько стратегий, которые помогут вам сократить частоту колебаний уровня влияния в вашей собственной жизни и справиться с неизбежной нестабильностью авторитета в повседневной работе.

Тщательно планируйте задачи

Просмотрите календарь за предыдущую неделю и определите те занятия (встречи, задачи и т. д.), благодаря которым вы чувствуете себя более или менее авторитетными. В будущем старайтесь группировать задачи в зависимости от воспринимаемого уровня влияния. Например, по возможности планируйте задачи вроде консультаций или встречи с подчиненными на один и тот же день. Аналогично попробуйте сгруппировать в своем календаре дела и поручения, выполняя которые вы не чувствуете себя влиятельным и значимым (например, просьбу о помощи или разговор с начальником). Вероятно, вы не можете контролировать свою занятость, но можете в некоторой степени регулировать, в какие дни недели или в какое время дня могут происходить определенные события, и пользоваться гибкостью планирования, чтобы свести к минимуму частоту колебаний.

Создайте единообразный упорядоченный круг задач

В одном из исследований мы обнаружили, что колебания уровня власти особенно вредны, когда сотрудники работают над новыми и незнакомыми задачами, а не над рутинными. Поэтому мы советуем по возможности выполнять работу последовательно и регулярно. Возьмем, к примеру, Джека Дорси, CEO компании Twitter. Он использует метод «тематических дней»: посвящает каждый день определенному роду деятельности (понедельник — встречам по вопросам управления, вторник — разработке продуктов и т. д.). Это помогает ему сосредоточиться на основных задачах и позволяет более эффективно справляться с отвлекающими факторами.

Существует множество других способов упорядочить работу: можно приходить и уходить ежедневно в одно и то же время, выделять первые 15 минут на планирование дня или делать регулярные перерывы. Рутина не только делает поток задач более предсказуемым, но и облегчает переключение между многочисленными ролями, которые вы играете на работе

Создайте идентичность, выходящую за рамки ролей

Колебания уровня влияния негативно сказываются на психологическом состоянии отчасти потому, что могут создавать когнитивный диссонанс. Однако вы можете отстраниться от модели «или-или», создав идентичность, выходящую за рамки ролей и учитывающую оба типа влияния как неотъемлемые составляющие вашей профессиональной деятельности.

Вместо того чтобы считать себя «начальником» или «подчиненным», думайте о себе как о «специалисте по решению проблем», «эксперте по построению отношений» или «человеке, способствующем переменам». Интеграция различных рабочих «я» в единую широкую идентичность поможет вам избавиться от несопоставимых и конфликтующих образов мыслей. Обстоятельства вашей повседневной работы никуда не денутся, поэтому постарайтесь смириться с ними и не сопротивляться им.

Активно управляйте своим внутренним состоянием

Как бы мы ни хотели избегать колебаний уровня влияния и связанного с ними стресса на работе, полностью нам это не удастся. К счастью, есть несколько полезных рекомендаций, которые можно соблюдать. Например, можно выполнять письменные упражнения, делиться событиями на работе с близкими людьми, делать короткие перерывы и уделять время практикам осознанности. Важно, что все эти методы простые, дешевые (или бесплатные) и могут применяться где угодно.

Многие работники, включая нас самих, в течение последнего года испытывают эмоциональные перепады, так как пандемия COVID-19 изменила распределение сил и усугубила связанный с работой стресс беспрецедентным образом. Однако важно, чтобы все сотрудники понимали, что вызванный колебаниями уровня влияния стресс — это нормально, почти все испытывают его в тот или иной момент. Когда это происходит, можно сделать себе поблажку и воспользоваться рекомендованными нами стратегиями. Все мы сегодня заслуживаем немного больше сочувствия к себе — даже в том, что касается переживаний, связанных с изменениями уровня влияния на работе и его ежедневными колебаниями.

* деятельность на территории РФ запрещена