«Зачем я хожу на работу?» | Harvard Business Review Russia
Профессиональный и личностный рост

«Зачем я хожу на работу?»

Ребекка Найт
«Зачем я хожу на работу?»
LYNN KOENIG/GETTY IMAGES

У всех порой возникают вопросы, на той ли работе и в той ли компании они работают. Такие вопросы особенно терзают специалистов среднего возраста, которые пытаются найти удовлетворение, лавируя при этом между домашними обязанностями и необходимостью зарабатывать. Как справиться с этим кризисом? Какие действия следует предпринять, чтобы почувствовать профессиональное удовлетворение? Как можно бороться с тусклостью и утомительностью трудовых будней? И что делать, если настало время для решительных перемен?

Что говорят эксперты

Кризис середины карьеры имеет глубокие основания. Это не просто эпизодическая фрустрация или «особенно тяжелый рабочий проект», который вас истощает, а затянувшееся состояние под названием «Кажется, я что-то упускаю», поясняет доцент кафедры организационного поведения бизнес-школы INSEAD Жанпьеро Петрильери. По его словам, такой тип профессионального недовольства — распространенное явление среди сотрудников среднего возраста: «Средний возраст — то время, когда вы теряете иллюзию бессмертия. Вы осознаете, что возможности не бесконечны, а время ограничено», — говорит он. Даже успешные люди не обладают иммунитетом к подобным чувствам, считает коуч и автор нескольких книг Уитни Джонсон. Они спрашивают себя: «Действительно ли это то, чем я хочу заниматься?» Хотя переживать профессиональное беспокойство естественно и нормально, нужно учитывать «желание действовать», «упреждать проблему и знать, как с ней справляться», говорит Джонсон. Ниже поговорим о том, что нужно делать в таких ситуациях.

Переосмыслите проблему

Для начала определите причину своей профессиональной неудовлетворенности. «Когда вы сталкиваетесь с чувством неудовлетворенности, вы начинаете сомневаться во всем подряд. Нужно разбить проблему на части и начать с источника боли. Это сама работа? Или компания? Для каждого из ответов рецепт свой», — говорит Петрильери. Конечно, непросто переосмыслить свой профессиональный путь в среднем возрасте, когда у вас есть неотложные обязательства — ипотека, муж или жена со своей собственной карьерой или дети школьного возраста. Если вы обнаружите, что они вас сдерживают, Джонсон советует «переосмыслить существующие ограничения». Пока вы молоды и можете жить и работать в любой точке света, планировать карьеру невероятно сложно. «Но в среднем возрасте границы сужаются. Вы знаете, что вам нужно работать в определенной географической точке и зарабатывать определенную сумму денег на жизнь. Ограничения помогают», — говорит эксперт.

Небольшие перемены

Быть счастливым в своей компании, но несчастным в своей работе не такая уж и редкость. Возможным лекарством в этом случае будет обдумывание небольших «изменений, с помощью которых вы сможете улучшить свою работу», считает Петрильери. Даже если вы не в силах преодолеть обстоятельства, можно изменить микроклимат, в котором вы работаете. Например, вы могли бы найти интересный проект, объединить сотрудников с разным опытом или присоединиться к внутреннему комитету или команде, которые увлекут вас в новые направления. Также вы можете обсудить с руководством разные рабочие договоренности и планы или попросить о переводе в другой офис. Встряска рутинной жизни или обновление своих обязанностей могут оказать сильное влияние на ваше мировоззрение и перспективы. Суть в том, чтобы обдуманно «выбирать род занятий, коллег и место».

Сфокусируйтесь на обучении

Скука — один из главных виновников карьерного разочарования. «Ваша жизнь и ваша карьера — непрерывная линия обучения», — говорит Джонсон. Но когда вам исполняется сорок, вы уже знаете, что делаете, и вы хороши в этом, поэтому вам и становится скучно. Скучно не будет, если вы испытаете «дофаминовый всплеск», который приходит с познанием и достижением новых целей. Попросить начальника о повышении и взять на себя новые задачи и обязанности — очевидный вариант решения проблемы. Джонсон, однако, советует обдумать горизонтальное продвижение: «Спросите себя: карьерный рост — единственный выход? Может, не нужно подниматься по карьерной лестнице, если вы можете делать что-то интересное, что позволит вам учиться и расти?»

Если нет подходящих вакансий, Джонсон предлагает создать свою: «Найдите проблемы внутри вашей организации и обоснуйте, почему именно вы справитесь с их решением». Спросите себя, с какими трудностями сталкиваются ваши коллеги или что расстраивает клиентов. Еще один вопрос, который стоит задать: «Какую похвалу я постоянно получаю? С какими вещами я легко управляюсь, а для других они представляют сложность?» Будьте изобретательны. Подумайте, где вы можете использовать свои преимущества, чтобы привлечь или сохранить деньги компании. А затем скажите: «Мы должны это попробовать». «Не нужно ждать, пока кто-то предложит вам новую работу. Идите и создайте ее», — советует Джонсон.

Ищите смысл осознанно

Нереализованное желание приносить результат — еще один типичный источник уныния и профессиональной неудовлетворенности. Вы можете дойти до момента, когда будете работать часами, размышляя, зачем все это нужно. Помните, что «смысл жизни не постучится к вам в дверь», советует Петрильери. «Это как любовь — вам придется поискать ее, поработать над ней, вы не можете воспринимать ее как должное», — объясняет эксперт. Он предлагает найти людей, которые получают непосредственную выгоду от вашей работы, будь то потребители, клиенты или коллеги: «Когда вы получите возможность увидеть, как плодами вашего труда пользуются другие, вам будет очень трудно потерять смысл в работе».

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать