Советы для всех, кто не может выучить иностранный язык | Harvard Business Review Russia
Профессиональный и личностный рост

Советы для всех, кто не может выучить иностранный язык

Советы для всех, кто не может выучить иностранный язык
Фото: Thomas Kolnowski / Unsplash

От редакции. Выучить язык раз и навсегда невозможно, поскольку это целый мир, который можно и нужно изучать, и этим миром нужно жить — так считает преподаватель английского языка Анастасия Иванова. В своей книге «Как перестать учить иностранный язык и начать на нем жить», вышедшей в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», она рассказывает, как сделать этот процесс творческим и интересным. Мы публикуем несколько любопытных и полезных фрагментов из нее.

Для изучения языка и для жизни на нем совершенно необходимы, на мой взгляд, правильные инструменты и план. Подтверждает эту мысль история об американском экономисте Деминге. Еще на заре карьеры, не будучи звездой мирового масштаба, Деминг проводил на своих лекциях эксперимент. Он просил участников мероприятия — бизнесменов и управленцев, часто обладателей степени MBA, имеющих десятки и сотни подчиненных, — перечислить все известные им способы мотивации. Записывал ответы в столбик на доске. А потом вызывал из зала добровольца. Ставил перед ним миску с шариками для пинг-понга — красными и белыми, объяснял, что необходимо выбрать из миски десять красных шариков (только красных, ни одного белого), и завязывал человеку глаза. Естественно, «работник» не справлялся с порученной задачей. И тогда Деминг начинал перебирать способы мотивации, записанные на доске.

«Положительная материальная мотивация. Джонни, если ты достанешь десять красных шариков и ни одного белого, я дам тебе 100 долларов!.. Ох, не получилось…»

«Отрицательная материальная мотивация. Джонни, если достанешь из миски хотя бы один белый шарик, я оштрафую тебя на 100 долларов!.. И опять не получилось…»

«Эмоциональная мотивация. Джонни, ты крутой! Ты справишься! Я знаю, ты можешь! Друзья, крикнем хором: „Джонни, ты можешь!..» Снова не вышло…»

«Мотивация карьерой. Джонни, я клянусь: если ты выберешь только красные шарики, я уговорю твоего босса повысить тебя в должности!.. И опять не получилось…»

«Мотивация свободой. Джонни, дружище, если ты сейчас достанешь десять красных шариков, я тебя отпущу сегодня на два часа раньше!.. Да что ж такое, снова белые…»

Так он добирался до конца списка: ни один способ не приводил к успеху. Тогда Деминг объяснял участникам тренинга, что никакая мотивация не будет работать, если у человека нет технологии, позволяющей ему получать стабильный результат. И прежде чем мотивировать, нужно разработать и отладить бизнес-процесс, который поможет человеку справляться с задачей. В иной ситуации не спасет никакая мотивация, сколько бы сил, нервов и денег вы в нее ни вложили. К чему я веду? Не размышляйте о мотивации, не ждите «волшебного пинка» — просто составляйте свой план и следуйте ему.

Кстати, если вы каждые пару месяцев или каждое первое января загадываете желание «выучить иностранный язык» и потом держитесь какое-то время, значит, с мотивацией в целом у вас все в порядке. Просто в какой-то момент вы сталкиваетесь с естественной при отсутствии плана... Но если вы вдруг зависнете даже с планом в руках, есть несколько способов сдвинуться с мертвой точки...

Прошли те времена, когда министерство образования и учителя готовили для вас учебный план и спрашивали по нему. Теперь все в ваших руках: и план, и инструменты. Я считаю, что это к лучшему: у вас появились выбор и возможности подобрать способы изучения именно под себя, сделать так, чтобы учеба радовала и приносила вдохновение, а не стресс от тройки за сочинение. Но есть и подводные камни, к которым школа нас не вполне подготовила. Мы научились выполнять упражнения, соблюдать требования программы, слушать и запоминать, иногда размышлять. Но умеем ли мы учиться? У этого навыка — семь компонентов.

1. Умение составлять для себя план. Он нужен, чтобы вы не метались из стороны в сторону, размышляя, с чего начать изучение языка (в очередной раз). План — это карта, на которой отмечены пункт А и пункт Б и прорисован маршрут из одной точки в другую.

2. Умение определять нагрузку и время. Никто, кроме вас, не знает, заканчиваете ли вы обычно дело с самокритичной мыслью: «Эх, мог бы ведь и получше поработать» — или с гордостью за себя: «Вот это я поработал, отдача на сто процентов!» Будьте честны с собой каждый день, который вы теперь проживаете на двух языках. Могли прочитать две страницы, а прочитали одну? Или вам хватило бы двух, а вы зачем-то (перфекционизм!) читали до конца главы и до переутомления? Эти ощущения — у вас внутри, и только вы понимаете, стоило вам напрячься или, наоборот, расслабиться. То же самое и со временем: потратили вы драгоценные пять минут на интересное и полезное или снова зависли в социальных сетях? Стоило оно того?

Так как вы только начинаете учиться в кайф, советую завести своего рода дневник времени и эмоций. С его помощью вы увидите, сколько времени уходит на язык и какие эмоции от этого вы испытываете. Если времени потрачено много, а эмоции отрицательные — сокращайте занятия, ищите другие инструменты. Времени мало и эмоции отрицательные — увеличивайте время и опять же ищите другие инструменты. Если времени мало, а эмоции положительные — вы нашли то, что поможет идти вперед.

Вы должны отслеживать свою нагрузку самостоятельно — временную и эмоциональную. Это первый шаг к комфортной жизни в стиле lifelong learning. Помните и о правильном времени для занятий: только вы знаете, когда у вас наступают наиболее продуктивные часы. Ученые считают, что вечером мы «слабее» и более склонны к нарушению своих же планов... Поэтому определитесь, когда ваш мозг работает лучше всего, и именно на этот период запланируйте свое увлекательное занятие иностранным языком. Но помните: знать это время можете только вы, и, возможно, именно в вашем случае вечер окажется продуктивнее утра. Если вы все еще недовольны результатом, значит, время и его количество не так существенны в данном случае. Важнее умение управлять этим временем с пользой для своего языка. Советую посмотреть видео или прочитать сочинения Джоша Кауфмана, автора бестселлера «Сам себе МВА». В книге «Первые 20 часов» Джош рассказывает, как после рождения ребенка он все меньше времени мог уделять изучению испанского и игре на укулеле. В его голове все время крутилась одна мысль — всем известное утверждение о том, что делать что-то хорошо получается, лишь когда есть возможность посвятить этому десять тысяч часов. Но у него не было десяти тысяч часов для игры на укулеле! А вот двадцать он мог найти. Он попробовал, и оказалось, что за 20 часов способен научиться чему-то — пусть не идеально, но на дилетантском, бытовом уровне. Бенни Льюис, автор книги Fluent in 3 months («Заговори свободно за 3 месяца»), рассказывал, как он, переехав в Испанию, несколько месяцев ходил на курсы испанского без каких-либо результатов. И только когда он просто взял и начал говорить на языке с окружающими, дело пошло. А потребовалась на это всего минута: полминуты на то, чтобы решиться заговорить, и полминуты на саму фразу. Так что время в изучении языка относительно; важнее то, как вы его тратите.

3. Умение подбирать необходимые и актуальные инструменты. Чтобы найти правильные инструменты, следует знать, какие они вообще бывают. Когда сегодня ученики рассказывают о страданиях над советскими или постсоветскими чернобелыми учебниками, мне хочется заплакать и обнять их. Зачем они так мучаются? Зачем зубрят фразы типа «Мистер Джонс желает уведомить вас, что прибудет на чай в пять часов»? Давным-давно появились цветные и интерактивные учебные программы, где задания связаны с жизнью и реальными событиями. Люди тратят немалое количество времени на заучивание текстов о мистерах и миссис, которых не существует уже лет пятьдесят.

Проведите мини-исследование: во-первых, пройдитесь по всем ресурсам, список которых я публикую в этой книге, а во-вторых, поищите другие учебные программы, сайты, приложения на иностранном языке на интересующие вас темы. Еще один бессмысленный инструмент для изучения именно языка — таблицы и схемы. Я наблюдаю за этим постоянно: человек в очередной раз берется подтянуть язык, закупает десятки разнообразных табличек и сборников схем, даже несколько раз в них заглядывает, но почему-то ничего не выучивает. Что он там видит — я не знаю, для меня это загадка. Схемы и таблицы — справочный материал, по нему язык не учат, а уточняют непонятные моменты. Язык — не только конструкции и последовательность подлежащего и сказуемого, это целый мир, а мир в схему не уместишь. Не забывайте: инструменты, которые вы выбираете для жизни на языке, должны охватывать все навыки, — вряд ли вы хотите только читать или только писать. Позже мы подробнее поговорим о подборе инструментов и определимся с теми, которые подходят для каждого навыка.

4. Умение делить информацию на части. Выучить весь язык невозможно — это мы уже выяснили. Говорили мы и о том, что слишком большие цели необходимо разделять на маленькие. Если перед вами стоит задача пройти собеседование для устройства на работу, вы должны разбить ее на отдельные шаги. Например, подтянуть профессиональную лексику, а для этого прочесть несколько статей или докладов с подходящей тематикой; кроме этого, найти примеры вопросов, которые задают на собеседовании, написать свои ответы на них и определить, где у вас могут возникнуть проблемы с пониманием, а где — с выражением своих мыслей. Каждый информационный пласт вы сможете таким образом разделить на несколько небольших кусочков. А с кусочками справиться однозначно легче.

5. Умение оценивать свои результаты. Как думаете, что случится, если полностью отменить оценки в школе и университете? Например, в финских школах ученикам их не ставят до 12 лет. Каждый ребенок прогрессирует в своем темпе, а отметка считается препятствием на пути образовательных достижений учащихся. Родители получают информацию об успехах детей дважды в год — без отметок, но с описанием их достижений. Финны полагают, что такой подход развивает в ребенке самооценку, учит его понимать свои способности и мобилизовывать ресурсы, чтобы добиваться хороших учебных результатов. Отметки в баллах (от 4 до 10) появляются лишь в шестом классе. У нас ситуация иная. Мы получали свои первые тройки с натяжкой или пятерки с минусом (довольно субъективные оценки, правда?) уже в начальной школе. Но школа позади, и сегодня вы можете решить сами, какая оценка вам подходит лучше: тройка по пятибалльной шкале или 21 верный ответ из двадцати пяти? Важна ли вам сама оценка (тройка или четверка) или достаточно понимать, сколько вы дали правильных и неправильных ответов? Снова призываю вас: ищите свой способ оценивания собственных действий (это ведь логично?).

6. Умение похвалить или подбодрить себя в нужный момент. Мы много внимания уделили дофаминовой цепочке и тому, насколько велика роль награды и похвалы в поддержке учебного рвения. Осталось найти индивидуальные способы хвалить себя и подбадривать в нужный момент. Подумайте и составьте список из 10–20 действий, которые могли бы стать для вас наградой, но помните: лучший способ себя наградить — испытать позитивные эмоции, например гордость за себя.

7. Базовые знания о том, как работает мозг, память, петля привычки. Я всегда говорю, что с нашим мозгом нам жить всю жизнь, заменить его не получится, так что разумно немного узнать о том, как он работает. Кстати, можно совмещать и с самим иностранным языком: выше я писала про великолепный курс Learning how to learn, из него можно узнать очень много полезного про мозг и процесс обучения.

8. Умение ставить новые цели, а также понимание того, что учеба — бесконечный процесс. Когда я слышу фразы «Я выучила английский», «Я знаю английский в совершенстве», «Ну все, английский я выучила», у меня начинает дергаться глаз. Подобные высказывания — плохой знак, свидетельство того, что человек остановился и, скорее всего, какое-то время ничего не будет делать для своего английского. А значит, неизбежно забудет и то, что уже «выучил».

Навык чтения

Следующий навык, который мы разберем пошагово, — чтение. Например, у вас есть цель — читать в оригинале. Она слишком объемная и расплывчатая, поэтому ее следует разбить на части и затем сформулировать четкий пошаговый план. Рассмотрим один из вариантов такого плана для наглядности. Правильная цель: прочитать одну книгу в оригинале (адаптированную или нет — выбирать вам) до 15 июня, выписать из нее и проработать не более ста слов.

С цифрами в этой цели вы, безусловно, должны определиться сами: если вам комфортно выписывать и отрабатывать больше или меньше слов — на это и ориентируйтесь. Главное, чтобы процесс вам нравился. Еще будет интересно измерить словарный запас до чтения книги и после, только выбирайте для этой проверки один и тот же сайт. И обязательно запишите первый результат: потом будете приятно удивлены. Еще можете сравнить скорость чтения в начале и в конце работы над книгой (соответствующие ресурсы тоже найдете в интернете).

С готовой целью пошаговый план составить проще.

1. Найти книгу до завтрашнего утра. Скачать (заказать).

2. Скачать словарь на телефон, чтобы он всегда был под рукой.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Без пределов нет целей
Стив В. Мартин
Таблетка от выгорания
Марина Иванющенкова