Не бойтесь похвалы: как стать еще лучше, замечая свои лучшие качества | Harvard Business Review Russia
Профессиональный и личностный рост

Не бойтесь похвалы: как стать еще лучше, замечая свои лучшие качества

Брианна Каза , Лора Морган Робертс , Эмили Хифи
Не бойтесь похвалы: как стать еще лучше, замечая свои лучшие качества
Фото: Erik-Jan Leusink / Unsplash

Около пятнадцати лет назад — в 2005 году — мы с коллегами опубликовали в Harvard Business Review статью, в которой был представлен новый подход к личному и профессиональному развитию. Идея заключалась в том, что одобрение — важный фактор личностного роста, особенно когда дело касается истории нашего успеха. В статье мы представили набор упражнений для осмысления человеком своих лучших качеств. Метод, базирующийся на наших научных исследованиях, в настоящее время используют тысячи людей по всему миру для тимбилдингов, корпоративных тренингов и программ для руководителей. Также он применяется на курсах для студентов и аспирантов различных специальностей.

Согласно исследованиям, основанным на практическом применении метода, всем нам идут на пользу положительные отзывы о наших сильных сторонах и результатах работы. Это стимулирует позитивные эмоции и формирование собственного «я», помогает развить находчивость и улучшить качество отношений с коллегами, друзьями и членами семьи. Обмен информацией о наших лучших качествах с коллегами во время адаптации на новом рабочем месте также повышает удовлетворенность работой и снижает текучесть кадров.

Само по себе выполнение упражнений на осмысление своих лучших качеств, если не прибегать к ним слишком часто, гарантирует получение положительной обратной связи. Но есть и другие методы рефлексии и осмысления своих положительных сторон, которые могут органично вписаться в ваш ежедневный рабочий график. Такой непрерывный процесс помогает людям найти новые подходы к выполнению работы, развить те стороны личности, о которых обычно забывают под гнетом ежедневных рабочих обязанностей, и двигаться к поставленным задачам. Вот пять способов, которые позволят замечать и извлекать выгоду из ежедневных возможностей для развития, исходя из ваших лучших качеств.

Обращайте внимание на позитивную обратную связь

Большинство людей привыкли к критической обратной связи: она обычно связана с чувством ужаса, страха и взрывом эмоций, и поэтому особенно хорошо откладывается в памяти. По сравнению с этим позитивные отзывы о наших действиях часто остаются незамеченными. Но если вы слишком долго наслаждаетесь похвалами, вас вскоре могут упрекнуть в излишней нескромности. А значит нужно практиковаться в том, чтобы не слишком быстро забывать о таких позитивных моментах.

Чтобы запечатлеть эти моменты, создайте пространство — цифровое или физическое, где вы можете сохранять все полученные положительные отзывы. Это могут быть благодарственные письма, комментарии из ваших официальных аттестаций или упоминание результатов вашей работы в электронной переписке. И пусть ваша коллекция не ограничивается рамками вашей профессиональной жизни: отзывы из сферы личной жизни могут быть столь же действенными.

Когда вы получаете смешанную обратную связь, отделите друг от друга положительные и отрицательные комментарии. Это поможет вам на некоторое время сосредоточиться исключительно на положительных отзывах и выяснить, что продолжать делать, а что нет. Например, профессора, курсы которых оценивают сотни студентов, могут использовать взаимный коучинг с коллегами, которым доверяют. В этом случае они помогут друг другу выбрать позитивные комментарии из итоговых оценок, которые стоит сохранить в личной истории.

Как только вы создадите для себя «копилку» с положительными отзывами, сделайте напоминание в календаре, чтобы регулярно к ним возвращаться — ведь каждый раз вы сможете увидеть что-то новое. Спросите себя: можно ли выделить определенные тенденции или повторяющиеся моменты в этой обратной связи? Какие возможности показать себя с лучшей стороны стоит искать? Что еще можно узнать о своих сильных сторонах, и кто может в этом помочь? Хотя многие предпочитают отвечать на такие вопросы самостоятельно, полезным может быть и обмен мнениями с верным другом или коучем. Например, профессорам из предыдущего примера можно было бы назначать встречи доверенным лицам два раза в год, чтобы обмениваться положительными отзывами, помогать друг другу их интерпретировать и подумать о том, как их применить на практике в аудитории.

Задавайте вопросы

Не стоит расслабляться, получив положительные отзывы. Постарайтесь расспросить о них подробнее, чтобы узнать, какие именно шаги были наиболее действенными. Главное — задавать вопросы так, чтобы они не показались проявлением эгоизма, а дали понять, что вы не только готовы открыто выслушать мнение окружающих о себе, но и благодарны им за такую возможность.

Прислушивайтесь, к примеру, к похвалам. Мы часто стараемся не замечать комплименты, потому что нам неудобно их получать. Но на самом деле они помогают развиваться — правда, только если были донесены до нас в конкретной форме. Попробуйте понять, что кроется за клише и размытыми комментариями. Постарайтесь выяснить, что хорошо сработало — как для вас, так и для других — в конкретных ситуациях. Вы можете сказать: «Спасибо, что вы отметили это. Благодаря вашему отзыву мой день удался! Не могли бы вы уточнить, что конкретно в моих действиях впечатлило вас больше всего? Я пытаюсь понять свои сильные стороны, чтобы использовать их потенциал на работе».

Попросите вашего менеджера дать вам несколько развернутых примеров описания ваших сильных сторон по результатам официальной процедуры оценки эффективности. Узнайте у него, как и где эти качества применить на практике. Например, одна знакомая нам сотрудница, узнав, что обсуждения в команде проходят более гладко в ее присутствии, предложила своему руководству приходить и на другие встречи, где ее спокойствие и навыки фасилитатора могли бы быть использованы для улучшения групповых обсуждений. Начальник понял, что ее навыки могут пригодиться и на предстоящем форуме для клиентов, и, таким образом, у нее появилась новая возможность показать свои сильные стороны.

Исследования показывают, что менеджеры избегают давать конкретные и имеющие практическую ценность похвалы, поэтому вы можете сами сделать первый шаг. Спросите о том, что начальству нравится в вашей работе, и попытайтесь получить как можно более конкретный ответ. Например, при встрече один на один с вашим менеджером скажите: «Я пытаюсь больше узнать о том, какой вклад я вношу в деятельность компании, чтобы и дальше повышать эффективность своей работы. Как мой менеджер, вы, вероятно, лучше меня представляете, когда, где и как мои навыки могут пригодиться. Не могли бы вы привести конкретный пример, когда я, по вашему мнению, сумел(а) проявить себя лучшим образом и принести пользу вашей команде?»

Рассмотрите возможность встречи с наставником или коучем исключительно для обсуждения ваших сильных сторон и того, как вы можете развить их и использовать для большей эффективности в своей организации. Отдельно обсудите возможности развития недостающих вам качеств. Так как негативная обратная связь запоминается лучше, чем положительная, почти невозможно сосредоточиться на сильных и слабых сторонах в рамках одной и той же встречи. Если же вы сами даете обратную связь, задумайтесь об использовании этого метода, чтобы помочь вашим сотрудникам расти и добиваться успехов.

Анализируйте свои успехи

Анализируйте постфактум свою работу, чтобы установить для себя контрольные показатели и определить, какой опыт может пригодиться в будущем. Используйте метод, который применяют в спорте: просмотрите свою «запись» событий, чтобы определить, что прошло хорошо, и на основе этого разработайте тактику будущих «игр».

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Новый императив продаж
Брент Адамсон,  Гомес Кристина,  Томан Николас
Vox populi
Анна Натитник
Испытание цифрой
Линус Дахландер,  Мартин Уоллин