Почему вы до сих пор не стали топ-менеджером | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему вы до сих пор не
стали топ-менеджером

Как показать руководству, что вы умеете думать стратегически

Автор: Нина Боуман

Почему вы до сих пор не стали топ-менеджером
Фото: DANIEL DAY/GETTY IMAGES

читайте также

Профессионалы «по вызову»

Будро Кевин,  Карим Лакхани

Cлияния и поглощения в эпоху COVID-19: о чем важно помнить

Джон Бендер,  Марк Херндон

Как пережить продажу собственного бизнеса

Джефф Гиси

Почему одни платформы успешны, а другие нет

Марко Янсити,  Фэн Чжу

Все знают, что нужно развивать навыки стратегического мышления, но многие не осознают, как важно для продвижения по карьерной лестнице демонстрировать эти навыки своему начальнику и другим топ-менеджерам. Показывая навыки стратегического мышления, вы сообщаете начальству, что способны думать самостоятельно и принимать решения, определяющие будущее организации. Вы даете им понять, что принимаете решения не в вакууме, а с учетом того, как они могут затронуть другие подразделения вашей организации и как на них отреагируют во внешнем мире.

Помогая своим клиентам научиться мыслить более стратегически, я подчеркиваю, что развитие и демонстрация этих навыков — совершенно разные задачи.

  • Развитие навыков стратегического мышления требует решения стратегических вопросов, способности обдумывать большое количество информации, любознательности и приобретения опыта, который позволил бы выявлять повторяющиеся модели и находить между ними новые связи. Именно поэтому программы развития потенциала и лидерских навыков сотрудников часто включают ротацию должностей, кросс-функциональные проекты и личное общение с руководителями высшего звена — все это ускоряет развитие стратегического мышления.

  • Демонстрация стратегического мышления требует от вас проявить себя маркетологом, специалистом по продажам и инициатором изменений. Чтобы обратить на себя внимание начальника и коллег, вам придется проактивно и много говорить о своих стратегических усилиях, а также брать на себя смелость спорить с другими, предлагать и реализовывать стратегические идеи.

Пример одного из моих клиентов иллюстрирует, какие шаги необходимо предпринять, чтобы продемонстрировать свои навыки стратегического мышления. Тим Уотерс (имя изменено), вице-президент компании-поставщика медицинских товаров, надеялся получить должность глобального старшего вице-президента, но чувствовал, что обсуждение вопроса о его повышении застопорилось. У Тима была репутация руководителя, своевременно реагирующего на запросы подразделений компании, и он неустанно и эффективно поддерживал четкое функционирование цепочки поставок. К своему удивлению, из неформальной беседы с руководителем отдела кадров, своим давним коллегой и другом, он узнал, что несколько влиятельных руководителей выразили беспокойство, что Тиму не хватает навыков стратегического мышления. Они считали, что Тим хорошо поддерживает налаженную работу, но не предлагает изменений в организации и не говорит о стратегии. Стратегическое мышление у Тима было хорошо развита, но начальство не видело этого. Тогда он решил пригласить консультанта, который помог бы ему научиться демонстрировать эти навыки.

Выскажите точку зрения

Ваши руководители хотят знать, что вы думаете, и оценивают, насколько вы подходите для более высокой должности, отмечая готовность принимать более серьезные решения. Задав себе вопрос «Известно ли людям мое мнение?», можно отточить способность демонстрировать этот навык.

Тим прилагал усилия, чтобы быть в курсе тенденций на рынке, и заводил новые знакомства, но понял, что не использует полученные знания. Чтобы изменить ситуацию, он первым делом попросил своего ассистента ничем не занимать в его графике 30 минут перед важными встречами. Он знал: когда у него нет времени собраться с мыслями перед встречей, он выглядит неподготовленным, менее убедительным, хуже формулирует мысли и делится знаниями. Всего полчаса один или два раза в неделю позволяли ему сформулировать точку зрения по важным вопросам.

Со временем усилия Тима начали давать результаты, и на встречах с высшим руководством он смог вносить вклад не только по операционным, но и по стратегическим вопросам. Он потратил время на то, чтобы объединить свои идеи в видение будущего организации и вовлек коллег в новые дискуссии о том, как это видение могло повлиять на сферы их деятельности.

Более четкое стратегическое видение также повысило эффективность Тима как руководителя. Он увидел, каких конкретно навыков не хватает его команде, чтобы поддержать это видение. Теперь его дискуссии с HR бизнес-партнером выглядели не как реакция на проблему, а касались будущего, стратегии найма персонала и развития лидерских качеств у членов его команды. Демонстрируя, что вы мыслите стратегически в кадровых вопросах, вы наверняка добьетесь того, чтобы руководство заметило вас.

Покажите, что можете предложить инновационные решения и стратегические изменения

Для того чтобы вас считали способным на стратегическое мышление, вы также должны демонстрировать, что можете применять знания для реализации новых идей. Независимо от уровня вашей должности вы можете демонстрировать стратегическое мышление, реализуя инновационный проект, благодаря которому станет ясно, что ваши знания шире, чем требуют текущие обязанности.

Тим направил свою энергию и приобретенное видение на процесс стратегического планирования, кульминацией которого стали официальные рекомендации для группы, занимающейся поставками. Тим рассказывал о проекте и его этапах представителям разных подразделений организации, демонстрируя высшему руководству, что он способен возглавить стратегическую инициативу (раньше Тим не стал бы выставлять такую деятельность напоказ). Смело предложенные изменения пошли на пользу и Тиму, и его коллегам. Он почувствовал, что получил больше контроля и выглядит более уверенно, так как теперь не просто реагирует на предложения и проблемы других людей. А коллеги Тима оценили, что он сам выступает с инициативой улучшений в работе и его не надо подталкивать к этому.

Тиму понадобилось больше времени, чем он ожидал, чтобы продемонстрировать стратегическое мышление, но со временем его начальник, коллеги и команда заметили изменения и стали относиться к нему более позитивно. Через год Тима повысили до должности глобального уровня, и он уже был хорошо подготовлен к ней.

Об авторе. Нина Боуман (Nina A. Bowman) — управляющий партнер в компании Paravis Partners, специализирующейся на коучинге руководителей высшего звена и развитии лидерских качеств.