Что делать, если вы чувствуете себя самозванцем | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если вы чувствуете
себя самозванцем

Три шага к уверенной победе в разговоре с рекрутерами

Автор: Сьюзан Пепперкорн

Что делать, если вы чувствуете себя самозванцем
Фото: C. J. Burton/Getty Images

читайте также

Когда стажеру за 40

Коен Фишман Кэрол

Только спокойствие: как справиться со стрессом во время собеседования

Анна Раньери

Неэтичное дело: почему конкуренция приводит к плохим поступкам коллег

Крити Джейн

Четыре мифа о молчании

Беррис Итэн,  Детерт Джеймс,  Харрисон Дэвид

Собеседования могут заставить почувствовать себя уязвимым даже самого уверенного человека. Как ни готовься, невозможно знать точно, какие вопросы вам задаст специалист по найму и сможете ли вы на них ответить. Если у вас нет работы, на вас будет еще сильнее давить то, что нужно обязательно проявить себя во время разговора с рекрутерами, чтобы повысить свои шансы получить должность и постоянный заработок. Все это в совокупности может усиливать стресс и чувство беспомощности с каждым следующим туром, тем более что ставки повышаются.

Как коуч, работающий с менеджерами высшего звена, я помогаю своим клиентам готовиться к собеседованиям. Многие из тех, с кем я работаю, не уверены, что заслуживают должности, на которую они претендуют, чувствуют, будто кого-то обманывают и боятся разоблачения своей некомпетентности. Такое случилось с моим клиентом Клиффом (имя изменено), который пришел ко мне, когда собеседовался на позиции операционного директора в биотехнологических стартапах. Клифф основал, «взрастил» собственную компанию, которой успешно управлял в течение восьми лет, поэтому полностью соответствовал квалификации управленца. Но почему его мучили сомнения, откликаться ли на вакансию или нет?

Клифф не учел того, что с синдромом самозванца периодически сталкиваются почти все, даже те, кто имеет большой опыт и знания для рассматриваемой должности. Тревожные мысли о выдуманном недостатке квалификации могут быть особенно серьезными в период профессиональной уязвимости, когда вы, например, ищете новую работу, и собеседование становится триггером для такого состояния (обычно временного).

Как объясняла в своей статье Джилл Коркиндейл, «Самозванцы» страдают от хронических сомнений в себе, от ощущения, будто они постоянно кого-то обманывают, и успехи, любые внешние доказательства компетентности, их не утешают». Трудно проявить себя на собеседовании, когда вы сами не верите в свои способности, достижения и креативность, поэтому очень важно подавить негативное самоощущение до интервью, чтобы добиться максимальной отдачи. Далее я приведу три стратегии, которые помогут вам остановить внутреннюю критику и пройти собеседование:

Поймите цели процесса

Учитывая, как сильно ваши перспективы в получении желанной работы зависят от собеседования, неудивительно, что оно провоцирует беспокойство и, возможно, неуверенность в себе. Даже если в резюме у вас внушительный послужной список карьерных достижений, будете ли вы наняты или нет, решат несколько часов общения с рекрутерами. Имея это в виду, в разговоре со специалистами по найму вы должны проявить себя как сотрудник, с которым хотелось бы работать. Большинство моих клиентов, как Клифф, неправильно полагают, что ключевая цель собеседования состоит в том, чтобы, овладев техническими деталями, поразить интервьюеров статистикой и процентами и продемонстрировать свои знания в матчасти. Факт в том, что вывод о соответствии техническим требованиям служба найма может сделать из вашей анкеты, а выяснить им важно другое — как с вами работать. В значительной степени результаты собеседования определяет умение общаться. Да, вы должны быть хорошо осведомленным в своей области, но вам также надо помочь людям представить вас частью команды. Помня это, вы не будете думать о том, что ваше собеседование должно быть технически совершенным и пройти безупречно, и это может ослабить синдром самозванца.

Тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь

Как с любым навыком: чем больше вы оттачиваете его, тем лучше результат. Чем лучше у вас получается, тем более уверенно вы себя чувствуете. Для бо́льшего успеха не подходите к собеседованию неподготовленным. Тренировочные интервью помогут вам продумать краткие и ясные ответы на типовые вопросы, а также определить слабые места, где вам нужно поработать с выражением своих мыслей. К тому же это даст вам возможность определить сильные стороны и достижения, которыми вы сможете подкрепить свои доводы во время реального собеседования.

Например, отрабатывая тренировочные собеседования с Клиффом, я помогла ему понять, как лучше объяснять стратегии и предпринятые им шаги, которые помогли его компании достичь годового дохода в $30 млн. Представьте, что устраиваете генеральную репетицию, во время которой вы можете потренировать свои умения проходить собеседования в безопасной обстановке, «усмирив» импульс самозванца.

Успокойтесь

Даже когда вы готовы к разговору и знаете, что имеете нужную квалификацию для работы, все равно очень неспокойно идти туда, где вы никого не знаете, где все собравшиеся смотрят на вас оценивающе. Чтобы совладать с волнением, контролируйте то, что можете контролировать. Если вы беспокоитесь о том, как приехать вовремя, перед собеседованием попробуйте составить несколько маршрутов до пункта назначения, и посмотрите, каким способом можно добраться до места быстрее и без пробок.

Справиться с волнением по поводу самого собеседования — еще одна задача, над которой можно работать. В своем случае Клифф решил приехать раньше назначенного времени и в течение 10 минут пройтись вокруг здания. Во время этой запланированной прогулки он решил сконцентрироваться на глубоком дыхании, чтобы облегчить реакцию на стресс. Я посоветовала во время прогулки уделить минуту-две такому упражнению: на четыре счета вдох, задержать дыхание на две секунды и на четыре счета выдох. Ему это очень помогло, и на встречу он пошел более уверенным и спокойным.

Далее Клиффу нужна была тактика, которую он мог бы использовать для управления своими эмоциями во время самого собеседования, с момента появления в офисе и до разговора с нанимателями. Чтобы снять фокус с переживаний, особенно в моменты, когда он будет чувствовать тревогу и свою некомпетентность, я обучила его переключать внимание на то, что его окружает, начиная с людей, которых он встретил у входа в приемной. Клифф решил с улыбкой поприветствовать секретаря, поинтересоваться у своих интервьюеров, как у них дела, и попытаться запомнить их имена. Я предложила ему использовать такую же стратегию, если он почувствует себя неуверенно, отвечая на вопросы, и сосредоточить разговор на конкретных проблемах, с которыми сталкивается работодатель и команда, и на то, как он мог бы помочь решить их. Думая о таких тонких способах переключения внимания, Клифф стал меньше беспокоиться о своем выступлении, успокоился и смог себя преподнести в лучшем свете.

В конечном итоге, лучший способ развеять неуверенность в себе, сомнения и тревогу во время собеседования — понять запросы компании и нанимающего персонал менеджера, поставив себя на их место. Сформулировав, как вы понимаете потребности команды, и рассказав о том, как вы решали схожие проблемы, вы почувствуете себя увереннее и будете на голову выше конкурентов.

Об авторе. Сьюзан Пепперкорн (Susan Peppercorn) — коуч, автор книги «Ditch Your Inner Critic at Work: Evidence-Based Strategies to Thrive in Your Career».