Что делать, если вы чувствуете себя самозванцем | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если вы чувствуете
себя самозванцем

Три шага к уверенной победе в разговоре с рекрутерами

Автор: Сьюзан Пепперкорн

Что делать, если вы чувствуете себя самозванцем
Фото: C. J. Burton/Getty Images

читайте также

Коварное сходство

Игорь Гурков,  Моргунов Евгений

Как мы программируем себя и других с помощью слов

Светлана Иванова

«Какую зарплату вы хотите получать?»

То, что вы едите, отражается на эффективности вашей работы

Рон Фридман

Собеседования могут заставить почувствовать себя уязвимым даже самого уверенного человека. Как ни готовься, невозможно знать точно, какие вопросы вам задаст специалист по найму и сможете ли вы на них ответить. Если у вас нет работы, на вас будет еще сильнее давить то, что нужно обязательно проявить себя во время разговора с рекрутерами, чтобы повысить свои шансы получить должность и постоянный заработок. Все это в совокупности может усиливать стресс и чувство беспомощности с каждым следующим туром, тем более что ставки повышаются.

Как коуч, работающий с менеджерами высшего звена, я помогаю своим клиентам готовиться к собеседованиям. Многие из тех, с кем я работаю, не уверены, что заслуживают должности, на которую они претендуют, чувствуют, будто кого-то обманывают и боятся разоблачения своей некомпетентности. Такое случилось с моим клиентом Клиффом (имя изменено), который пришел ко мне, когда собеседовался на позиции операционного директора в биотехнологических стартапах. Клифф основал, «взрастил» собственную компанию, которой успешно управлял в течение восьми лет, поэтому полностью соответствовал квалификации управленца. Но почему его мучили сомнения, откликаться ли на вакансию или нет?

Клифф не учел того, что с синдромом самозванца периодически сталкиваются почти все, даже те, кто имеет большой опыт и знания для рассматриваемой должности. Тревожные мысли о выдуманном недостатке квалификации могут быть особенно серьезными в период профессиональной уязвимости, когда вы, например, ищете новую работу, и собеседование становится триггером для такого состояния (обычно временного).

Как объясняла в своей статье Джилл Коркиндейл, «Самозванцы» страдают от хронических сомнений в себе, от ощущения, будто они постоянно кого-то обманывают, и успехи, любые внешние доказательства компетентности, их не утешают». Трудно проявить себя на собеседовании, когда вы сами не верите в свои способности, достижения и креативность, поэтому очень важно подавить негативное самоощущение до интервью, чтобы добиться максимальной отдачи. Далее я приведу три стратегии, которые помогут вам остановить внутреннюю критику и пройти собеседование:

Поймите цели процесса

Учитывая, как сильно ваши перспективы в получении желанной работы зависят от собеседования, неудивительно, что оно провоцирует беспокойство и, возможно, неуверенность в себе. Даже если в резюме у вас внушительный послужной список карьерных достижений, будете ли вы наняты или нет, решат несколько часов общения с рекрутерами. Имея это в виду, в разговоре со специалистами по найму вы должны проявить себя как сотрудник, с которым хотелось бы работать. Большинство моих клиентов, как Клифф, неправильно полагают, что ключевая цель собеседования состоит в том, чтобы, овладев техническими деталями, поразить интервьюеров статистикой и процентами и продемонстрировать свои знания в матчасти. Факт в том, что вывод о соответствии техническим требованиям служба найма может сделать из вашей анкеты, а выяснить им важно другое — как с вами работать. В значительной степени результаты собеседования определяет умение общаться. Да, вы должны быть хорошо осведомленным в своей области, но вам также надо помочь людям представить вас частью команды. Помня это, вы не будете думать о том, что ваше собеседование должно быть технически совершенным и пройти безупречно, и это может ослабить синдром самозванца.

Тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь

Как с любым навыком: чем больше вы оттачиваете его, тем лучше результат. Чем лучше у вас получается, тем более уверенно вы себя чувствуете. Для бо́льшего успеха не подходите к собеседованию неподготовленным. Тренировочные интервью помогут вам продумать краткие и ясные ответы на типовые вопросы, а также определить слабые места, где вам нужно поработать с выражением своих мыслей. К тому же это даст вам возможность определить сильные стороны и достижения, которыми вы сможете подкрепить свои доводы во время реального собеседования.

Например, отрабатывая тренировочные собеседования с Клиффом, я помогла ему понять, как лучше объяснять стратегии и предпринятые им шаги, которые помогли его компании достичь годового дохода в $30 млн. Представьте, что устраиваете генеральную репетицию, во время которой вы можете потренировать свои умения проходить собеседования в безопасной обстановке, «усмирив» импульс самозванца.

Успокойтесь

Даже когда вы готовы к разговору и знаете, что имеете нужную квалификацию для работы, все равно очень неспокойно идти туда, где вы никого не знаете, где все собравшиеся смотрят на вас оценивающе. Чтобы совладать с волнением, контролируйте то, что можете контролировать. Если вы беспокоитесь о том, как приехать вовремя, перед собеседованием попробуйте составить несколько маршрутов до пункта назначения, и посмотрите, каким способом можно добраться до места быстрее и без пробок.

Справиться с волнением по поводу самого собеседования — еще одна задача, над которой можно работать. В своем случае Клифф решил приехать раньше назначенного времени и в течение 10 минут пройтись вокруг здания. Во время этой запланированной прогулки он решил сконцентрироваться на глубоком дыхании, чтобы облегчить реакцию на стресс. Я посоветовала во время прогулки уделить минуту-две такому упражнению: на четыре счета вдох, задержать дыхание на две секунды и на четыре счета выдох. Ему это очень помогло, и на встречу он пошел более уверенным и спокойным.

Далее Клиффу нужна была тактика, которую он мог бы использовать для управления своими эмоциями во время самого собеседования, с момента появления в офисе и до разговора с нанимателями. Чтобы снять фокус с переживаний, особенно в моменты, когда он будет чувствовать тревогу и свою некомпетентность, я обучила его переключать внимание на то, что его окружает, начиная с людей, которых он встретил у входа в приемной. Клифф решил с улыбкой поприветствовать секретаря, поинтересоваться у своих интервьюеров, как у них дела, и попытаться запомнить их имена. Я предложила ему использовать такую же стратегию, если он почувствует себя неуверенно, отвечая на вопросы, и сосредоточить разговор на конкретных проблемах, с которыми сталкивается работодатель и команда, и на то, как он мог бы помочь решить их. Думая о таких тонких способах переключения внимания, Клифф стал меньше беспокоиться о своем выступлении, успокоился и смог себя преподнести в лучшем свете.

В конечном итоге, лучший способ развеять неуверенность в себе, сомнения и тревогу во время собеседования — понять запросы компании и нанимающего персонал менеджера, поставив себя на их место. Сформулировав, как вы понимаете потребности команды, и рассказав о том, как вы решали схожие проблемы, вы почувствуете себя увереннее и будете на голову выше конкурентов.

Об авторе. Сьюзан Пепперкорн (Susan Peppercorn) — коуч, автор книги «Ditch Your Inner Critic at Work: Evidence-Based Strategies to Thrive in Your Career».