Что делать, если у вас всё плохо | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если у вас
всё плохо

Как справиться с кризисом в личной жизни

Автор: Сабина Наваз

Что делать, если у вас всё плохо
Фото: Paola Chaaya / Unsplash

читайте также

Путевые заметки: берлинский душ и принятие перемен

Ицхак Адизес

Совет директоров мешает топ-менеджерам

Макдональд Mайкл

Внимание к деталям. Беседа с Юлией Бевзенко

Анна Натитник

Собрались отправить письмо? Возможно, этого просто не стоит делать

Адейра Лэндри,  Риса Льюис

Когда в вашей карьере все хорошо, вас может вдруг настичь личный или семейный кризис — да такой, который может сломать вам жизнь. Если это так, знайте: вы не одиноки.

Например, Аник уже садилась в самолет из Бостона в Лондон, чтобы встретиться с крупным клиентом, и вдруг ей позвонила ее 10-летняя дочь Жасмин. Она звонила не для того, чтобы пожелать маме хорошего полета, а потому что у нее началась паническая атака. Следующие полтора года Аник боролась с острой тревожностью дочери.

У Ронды, топ-менеджера и авторитетного эксперта в своей сфере, за одну неделю случилось сразу два тяжелых разговора, изменивших всю ее жизнь: «Первый — со священником и родителями: о том, как организовать мамины похороны, которые должны были случиться уже скоро. Второй — с сыном и психиатром: о том, что делать, если сын хочет покончить с собой».

А вот что говорит Дерек, топ-менеджер международной корпорации, муж и отец двух маленьких детей: «Когда вы так успешны, как я, то вы описываете себя в хороших выражениях. Вы не станете назвать себя алкоголиком». Но в какой-то момент он впервые в жизни почувствовал, что потерпел поражение.

Похожие истории есть у многих моих клиентов. Многие топ-менеджеры сталкивались с семейными кризисами, которые ставили под угрозу их карьеру. У одних проблемы копились много лет, но они боялись это признать и попросить о помощи. Для других все начиналось с рутинного похода к доктору или внезапного звонка. Им приходилось преодолевать шок и стыд, признавать неприятные факты и рисковать карьерой. Из-за травматического удара и бурных эмоций человек сначала попадает в порочный круг, а потом наступает ясность: он должен принять какое-то решение и сообщить его коллегам.

Глубинные интервью с клиентами, проблемы, обнаруженные в ходе коучинга, и мой личный опыт помогли мне понять, что каждый кризис и каждая история борьбы с кризисом уникальны. Но все вместе эти истории указывают на четыре метода, с помощью которых можно найти баланс между работой, проблемами, семьей и собой. 

Управляйте информацией

Один из первых вопросов, на которые нужно ответить — как рассказывать коллегам о проблеме и во что вообще стоит их посвящать. Если проблема общеизвестна — например, о смерти вашего родственника писали в новостях, — или очевидна, — например, вы проходите химиотерапию, — лучше самому рассказать о ней коллегам. Может быть, вам немного стыдно, или вы просто думаете, что такие факты о своей личной жизни лучше скрывать, — но все люди сталкиваются с такими проблемами, и коллеги смогут вам помочь. К тому же, если вы расскажете все сами, то у коллег не сложится неправильных представлений о ситуации.

Что касается таких проблем, как психические заболевания, то многие предпочитают тоже обсуждать их открыто, чтобы сломать связанные с ними предрассудки. Но если от них страдаем не мы сами, а кто-то из наших близких, нельзя забывать об их праве на частную жизнь. А если мы расскажем коллегам, что у нас болеет ребенок, они решат, что мы будем меньше думать о работе и постоянно отпрашиваться домой. Кроме того, нужно различать прошедшие и текущие проблемы: если мы все еще испытываем сильные, неотрефлексированные эмоции, другие могут почувствовать неловкость и начать обращаться с нами не так, как нам хотелось бы. Кое-что лучше рассказывать только самым близким коллегам, которые и так заметят изменения в нашей работе: нужно объяснить им, в чем дело, чтобы они смогли подстроиться под ситуацию. Руководителям стоит думать и о других вещах. Так, Ронда говорит: «Рассказывать слишком много — это тоже нежелательно, особенно если вы начальник». Иногда лучше просто сказать: «Спасибо за заботу, но я пока не готов это обсуждать».

Об этом стоит думать и дома, особенно при общении с детьми. Помимо очевидных вещей (например, что все зависит от возраста ребенка), сначала обсудите ситуацию с партнером и примите решение на основе ценностей, которые разделяете вы оба. Например, мы узнали о смерти брата мужа, когда дети уже заснули, и решили не будить их. Я все рассказала им наутро. Мы решили ничего от них не скрывать и дать им возможность пережить свое горе. А поскольку новость рассказала я, дети не чувствовали, что им нужно утешать папу, пока они не разобрались с собственными эмоциями.

Объясните, что вам нужно и чего вы ждете

Рассказывая о своих проблемах, лучше четко сказать, что нам нужно и не нужно от других. Например, можно сказать коллегам: «на меня сейчас слишком многое навалилось, и я не могу разбираться с советами и предложениями помощи. Лучшее, что вы можете для меня сделать, это просто меня выслушать». Сообщите всем об условиях, которые нельзя изменить — например, о том, что у вас есть только один день, когда вы имеете право общаться с детьми, а значит, не можете работать. Сами выберите, как лучше рассказать все коллегам. Когда бойфренд Натальи совершил самоубийство, она сначала рассказала об этом только двоим из коллег, а потом написала общее письмо всему коллективу и попросила общаться с ней как раньше, потому что ей слишком больно обсуждать эту ситуацию.

Многие признавались мне, что работа помогает им в тяжелое время, если удается установить границы и разобраться с безотлагательными потребностями и эмоциями. Ронда говорит: «Работа дала мне возможность взять хоть что-то под контроль, когда так много всего было вне моей власти. На работе я что-то могла». Если вам нужен отпуск — для ухода за кем-то другим или для себя — попросите об этом прямо, и очень может быть, что вашу просьбу удовлетворят. «Никто не возражал, когда я сказала, что мне нужно провести время с семьей — а в этом и заключалась моя главная просьба», — говорит Наталья.

Занимайтесь собой каждый день

Во время кризиса абсолютно необходимо каждый день заниматься собой. Можно пойти на небольшой компромисс и провести за этой рутиной чуть меньше времени, но полностью отказываться от нее нельзя ни в коем случае. Иногда можно обойтись всего десятью минутами — а иногда, если плохие новости еще не закончились, времени может понадобиться больше. Дерек рассказывает: «Когда я хожу на большие мероприятия, где я должен развлекать людей, для меня особенно важно заниматься собой. Я бегаю каждое утро и по часу в день просто сижу, думаю и отдыхаю». Слова «заниматься собой» могут подразумевать множество разных занятий: медитацию, ведение журнала, игру на гитаре, физические упражнения и так далее. Например, Наталья «освободила себе пространство, где можно вздохнуть спокойно и понять, что и как ты делаешь». Другой клиент, избавившись от рака, начал заниматься с гантелями: «Чтобы быть сильным на работе, нужно быть сильным физически».

Заниматься собой — значит познавать себя. Так мы можем найти свои триггеры, понять симптомы, ухудшающие наше состояние, и убедиться, что достаточно изменить свое отношение к проблеме, чтобы изменить все. Большинство из тех, с кем я обсуждала эту тему, также говорят, что им (и их детям) очень помогла терапия, и открыто о ней рассказывают, чтобы сломать связанные с ней табу. Эта статья не может заменить помощь профессионального психолога (тем более что я не психолог). Если вам кажется, что психолог может вам помочь, обязательно к нему обратитесь. Благодаря онлайн-терапии это стало проще даже для самых занятых из нас.

Обратитесь за поддержкой к друзьям

Все, с кем я говорила о личных кризисах, признавались, что не справились бы в одиночку. Пары часто разделяли нагрузку: каждому доставалась та часть работы, с которой он лучше справляется. «Я занималась эмоциональной работой, а мой муж — физической», — говорит Ронда. У 10-летней дочки Аник, Жасмин, начались панические атаки. Аник часто путешествовала по миру, поэтому назначила терапию для дочки на пятницу, чтобы водить ее туда вместе с мужем Эриком. Когда Аник была дома, она делала всю свою работу по утрам и могла заниматься Жасмин после обеда и до ночи. А Эрик ложился позже и убирал на кухне. Через три месяца они решили перевести Жасмин на домашнее образование, и Эрик взял отпуск, чтобы помогать ей в учебе.

Опрошенные мной руководители стали делегировать больше дел своим командам, от чего выиграли все. Один клиент, которому пришлось больше заниматься домашними делами, сказал мне: «На первое место для меня вышли дети. Подчиненные стали намного самостоятельнее, чем раньше — видимо, они смогли распределить между собой работу, которую раньше делал я. Меня даже повысили».

Некоторые полагаются только на маленький круг давних друзей: они нас всегда принимают, от них не нужно ничего прятать, они помогают нам взять ответственность на себя. Один клиент, который одновременно разбирался с разводом, родительскими обязанностями и лечением от зависимости, сказал мне: «Друзья бы приняли или отторгли меня, но я был готов предстать перед ними полностью, а не частично». Друзья Аник по очереди помогали ей по дому, когда она была в командировках.

Что ждет вас после кризиса? Одни проблемы проходят, к другим мы привыкаем, а третьи даже помогают нам стать лучше. Большинство моих клиентов, прошедших через трудные времена, говорят, что стали сильнее и здоровее. Некоторых повысили, а кто-то утверждает, что их отношения стали крепче, чем раньше. Справившись с кризисом, мы начинаем помогать другим: совершать маленькие добрые дела, поддерживать коллег советом или просто слушать их, не осуждая. «Когда мы понимаем, что каждый из наших коллег может оказаться в такой ситуации, — говорит Ронда, — мы начинаем им сочувствовать, и атмосфера в офисе становится лучше».

Об авторе. Сабина Наваз (Sabina Nawaz) — коуч, консультирует топ-менеджмент компаний, входящих в список Fortune 500.